Главная   Дневники А.М.  Велопоходы Водные пох-ды  Лыжные пох-ды  Походы вых.дня  Другие пути-я Горные лыжи

лЗимние каникулы на Чегете╗ январь2006г.

Небольшой словарик.

Очередь- та высота на которую поднимает один подъемник. На Чегете и на Эльбрусе это примерно 500м.

Лягушатник Ц выезд с Эльбруса на площадь с кафешками. Метров 50-60 высотой. Наверх поднимает подъемничек типа лшвабра╗.

Чегетская корова

Такого чумового Нового Года у меня давно не было. 31 декабря, вместо того, чтобы выспаться, нарядить елку, нарезать пяток салатов, нажарить мяса и ждать гостей как все нормальные люди, я в семь утра подорвался кататься на лыжах с ребятами из группы Дмитриева. Правда, наша подгруппа: Сергей, Ренат и я Ц обошлись без фанатизма. Спортивные дядечки и украшение нашего праздничного похода Ц Маша пошли по маршруту Морозки-Поварово (44км). Мы же добежали с ними до р.Волгуши (16км) и обратно (16).

Но до этого самого лобратно╗ на берегу лесной речки у нас был отличный новогодний утренник. Великолепный шашлык, приготовленный Сергеем. Шампанское, которое на своих могучих плечах притащил Ренат и плюс небольшое ведерко глинтвейна.

В Москву вернулись около пяти. Уже темнело. На станции Ховрино нас встречает Саша Корнилов. Он дает Ренату горные лыжи и ботинки. А со мной едет на Курский вокзал менять билеты. У него срывается  поездка на Чегет по уважительной причине. Жена приболела. А я чтобы ехать вместе с Ренатом, а не отдельно, должен обменять свои билеты на Сашины.

С Курского вокзала бегу поздравить родителей и бабушку. Оттуда к Наталье Эрнестовне (бабушка жены). И вот в одиннадцать вечера с бутылкой шампанского в зубах я достигаю стен родного дома.

Дома меня встречают больные дети и больная жена. Бедненькие мои. У всех троих болит горло. Они его где-то в Москве  застудили.

Отметили Новый Год тихо, в семейном кругу. Что для нас совершенно необычно. Видимо годы берут свое. Подрастает новое поколение, которое будет за нас с Анной Сергеевной тусоваться ночи напролет.

Сразу после двенадцати часов началась какая-то непонятная борьба за пульт телевизора. Это мне очень быстро наскучило, и я улегся спать. А вот это как раз обычное явление.

Зато первого января я так себя отлично не чувствовал со школьных лет. По всей Москве, да что там, по всей стране тяжелое похмелье, а я в девять утра свеж, побрит и готов к новым подвигам.Ренат- горнолыжник

Целый день провел в суете. И на поезд в 2130 я прибежал, высунув язык, за две минуты до отправления. Ренат был в шоке. Но ведь шок - это лпо-нашему╗!

Второго января целый  день развлекаюсь тем, что наблюдаю как Ренат клеится то к одной, то к другой, то к третьей барышне. Пробует их напоить и обласкать, но как следствие такой широты интересов онЕЕ..сам.

Еще одно развлечение. С нами в плацкартном купе едут двое ребят. Они собираются штурмовать Эльбрус. Для этой цели они набрали два огромных рюкзака, которые еле помещаются на третьей полке. К тому-же эти лчумоданы╗ время от времени падают в проход. Девушке, которая, если так  можно выразиться, спит подо мной, ночью пригрезилось, что это упал Ренат. Она шарит под столом и тщетно пробует его там найти.

Третьего января. Пять пятнадцать утра. Еле добудился Рената. Высаживаемся в Минеральных Водах. За десять минут прошли два кордона милиционеров. Полная проверка документов и состояния здоровья.

Рената спрашивают: лВы сегодня горячительные напитки принимали?╗

-Кто, я? Сегодня нет! Вчера.

До Азау (3,5 часа) добрались на лгазели╗ за 450 рублей с носа. За полчаса нашли пристанище в коттедже у Марата,  надо заметить Ц так себе местечко. Бросив вещички, отправились кататься.

Эльбрус встретил нас неприветливо. Небо серое. Идет небольшой снежок. Температура около нуля.

До обеда укатались в ллягушатнике╗. Все-таки первый раз на горных лыжах в этом сезоне.

В кафе лУ Лейлы╗ заказали шурпы и шашлыки. Вполне можно было обойтись одной шурпой. Это густой суп с мясом и картошкой в огромной миске.В очереди на детский подъемник

После обеда Ренат отправился досматривать сны об утерянных попутчицах, а я встал в очередь на канатку. Стоял целый час. Проклял все. Как же я отвык от этого? Боже мой! Народ лезет через головы, толкается Ц дикие люди.

С первой  очереди слетел за 10-15 минут. И стоило столько толкаться в очереди? Нет!

Вечером с Ренатом прогулялись в Терскол. Это местечко в 3 Ц 4 километрах от Азау вниз по дороге. Там, покупая еду, договорились о новом жилье.

Возвращаться в Азау пешком сил не осталось. Это же метров на 150 вверх, да еще с авоськами. Машина за 100 рублей, и через пять минут мы дома. Ранний ужин и спать.

Ужины здесь все время ранние. Потому что в начале шестого уже темно. А из вечерних развлечений у нас на первом месте застолья, вино и разговоры.

Четвертое января. Великолепный безоблачный день. Утром подскочил вместе с ребятами, которые жили с нами в одном коттедже.

Два парня и девушка. Они из Екатеринбурга. Когда мы вечером предложили им хлопнуть по рюмочке за знакомство, они так гордо ответили: лМы не за этим сюда приехали╗.  А мы что, за этим?

Сегодня эти ребята собираются закидываться на бочки(лПриют 11╗ на высоте 4200м), чтобы через несколько дней вскарабкаться на  Эльбрус (5642м над У.М.).

Ренат остался осваивать ллягушатник╗, а я снова торчу в очереди на канатку. Только через час двадцать я достиг подъемника на вторую очередь (2950м). Сил стоять в толпе больше нет. Тогда я снял горнолыжные ботинки, надел кроссовки и стал пешком подниматься  на вторую очередь.

Даже если совсем не спешишь, все равно через 10 минут подъема начинаешь дышать как загнанная лошадь. Всего тридцать минут подъема и я абсолютно обессилел. Жуткая отдышка, ноги начали побаливать. А ведь надо еще вниз съезжать. Вид с середины Эльбруса

Посидел. Отдышался. И переобувшись, начал спуск.

Через двадцать минут я внизу,  в кафе с Ренатом. Я загораю на солнышке, а Ренат рассказывает, как он без меня развлекался.

Пока швабра в ллягушатнике╗ не работала, он успел два раза пешком вскарабкаться вверх и спуститься вниз. А после этого еще пять раз подняться на заработавшем подъемнике.

До четырех часов и я развлекаюсь на выкате. А что делать? Кататься же хочется, а не в очереди стоять!

В четыре мы отправляемся в Терскол. Пробовали уехать на машине, но в это время здесь настоящее лвавилонское столпотворение╗. На узенькой дорожке толкутся сотни машин и никак не могут разъехаться. Тогда мы встали на лыжи и по лыжне съехали в Терскол. Мне эта дорожка вдоль р.Баксан очень понравилась. Это было лучшее впечатление дня.

В Терсколе поселились в неплохом коттедже человек на 20. Три душевые кабины, два туалета, две кухни.

Пока не стемнело, разведали дорогу до Чегета. Прикупили продуктов.

Вернувшись, домой мы с Ренатом захватили одну из кухонь и сели праздновать новоселье. Вскоре к нам присоединилась компания москвичей. Сергей с сыном Максимкой и Михаил. Хорошие компанейские ребята.

Пятое января. В восемь утра отправляюсь на Чегет. Очень быстро, минут за тридцать, поднялся на две очереди. Ехал и трясся нервной дрожью. Да, ребята! Это Вам не Эльбрус и не Кировск. Есть такие места куда лучше не соваться.

Сегодня отличный солнечный день. С Чегета прекрасно виден Эльбрус. Немного пофотографировал, и вниз, а то тут прохладно.Две вершины Эльбруса

Часа два занял у меня первый спуск с Чегета. Конечно, по дороге я отдыхал в кафе, часто останавливался, чтобы отдышаться и высмотреть дорогу побезопасней. И, в конце концов, за каким-то сноубордистом заехал в такую лЖОПУ╗.

Представьте себе совершенно обледенелую дорогу круто уходящую вниз. С одной ее стороны крутой обрыв, с другой стена. Кое-где на ней торчат бульники. Вот за них только и можно притормозить. Канты сдерживают, мягко говоря, плохо.  И вот уже я еду на спине, растопырив руки и ноги, и судорожно пытаюсь уцепиться хоть за что-нибудь.

Но вот я внизу. Совершенно охреневший сижу в кафе. Трясущимися руками держу стакан с глинтвейном.

Переобулся и на подгибающихся ногах ковыляю домой восстанавливаться. А до дома около двух километров, вверх по лыжне.

Дома у нас праздничный обед. Ренат наготовил мяса. Два часа колдовал у  плиты. Зато накормил всю нашу компанию.

После обеда я снова поднялся на две очереди на Чегет. Теперь я действую хитрее. Сел на хвост лихим девчатам и еду с ними на южный склон. Но вот ведь незадача! После очередного отдыха, когда все стартовали, у меня отстегнулась лыжа. Пока я с ней ковыряюсь, девчонки укатили в неизвестность. Но  я не растерялся и, догнав дедушку с внучкой, присоединяюсь к ним. Дедушка, оберегая внучку, и меня провел легким путем через леса по пологой дороге.

Все хватит с меня на сегодня. Укатался!

Вечером празднуем удачные спуски. Не только у меня великий день. Сергей с Мишей сегодня спустились от самых бочек с Эльбруса. Мы также поминаем умершую лыжу. У Михаила лыжа расслоилась чуть ли не по всей длине. Как он на ней дотянул до подъемника непонятно.

Кроме этих событий Сережиной дочки сегодня исполнилось два годика. Чем же не повод для мужиков?

Попутно между тостами Сергей поправил крепление на моих лыжах. Теперь уж они не соскочат. И еще я подточил канты.

Совершенно офигев от застолья (спустя четыре часа) вечером в одиночку отправился пешком в Азау по лесной лыжне. Ренат ушел на концерт бардовской песни в гостиницу Чегет. И он, и я, каждый получил свое удовольствие от этих путешествий.

Я насмотрелся на горы в ясную звездную ночь. По дороге встретил моржа-Сергея из подмосковных Химок и вместе с ним искупался в р.Баксан. В Азау посидел в кафе, выпил глинтвейну, покушал солянку. Все-таки не умеют они готовить солянку.

Домой вернулся к  десяти. Еще пара тостов и спать.Гуру учит игре в "дурака"

Шестое января. Просыпаюсь как всегда несколько раз. Первый, когда ребята с третьего этажа начинают сползать в горнолыжных ботинках по деревянной лестнице. И второй раз, когда рассвело.

Восемь утра. Идет снег. Подъемников совсем не видно. Но я  все-таки рискую и в половине девятого еду на Чегет.

Сегодня не пью ничего крепче чая. Зато накатался в свое удовольствие.  Утром спустился всего за час, вместо вчерашних двух. А вечером еще два раза.

Уже сам нахожу нужную дорогу. И потихонечку начинает получаться катание. И как следствие - не так сильно болят  ноги.

Вечером у меня отдых в стиле лздоровая семья╗. Пошли  гулять лесной тропой к гостиницам Чегета с Сергеем и Максимкой. Покружились по площади, посмотрели фигурное катание кавказских  фигуристов, зашли в кафе, выпили по чашке облепихового чая, и  не торопясь вернулись домой.

Рената нет. Он так полюбил бардовскую песню, что не может вечера провести без нее.

Завтра последний день на Чегете.  Надеюсь  завтра накататься так, лчтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые╗ дни.

Чегет, вторая очередь

Седьмое января. На улице идет снег. Я один из первых стою у подъемника. Пока на второй очереди не столпился народ, я успел спуститься с нее три раза. Стоять в очереди не хочется, и я спускаюсь к подножию горы. Покушал шурпы, попил чайку, перевел дух и снова наверх.

Еще три раза съехал с первой очереди. Время час, а я уже  давно выкатал скипас (дневной абонемент).

Но пора собираться и ехать в Минеральные Воды. Сегодня только для лыж хорошая погода, а для машин препротивная. Гололед и снег. Из-за этого водитель просит нас выехать пораньше.

Сегодня у Максимки день рождения. Ему исполнилось целых девять лет. По этой причине мужики собрались у стола и ЕЕЕ. До самого нашего отъезда мы поднимаем тост за тостом. Мусорный пакет быстро наполняется пустыми фляжками из-под лПрасковейского╗.

Но труба зовет. Прощаемся с недавно обретенными друзьями и в путь.

И вот мы снова в том же поезде, в том же вагоне, у той  же проводницы Лены.

8 января. Реабилитационный день. Ренат тихо стонет и просит пристрелить его. Но к обеду чай с лимоном и менералка сделали свое доброе дело. Он повеселел, побрился и стал похож на прежнего, трезвого Рената.

Картинка из жизни лвольной Украины╗. Станция Луганьск. Украинская таможня. Вдоль забора огораживающего пути ходит хохол и трясет перед нашими окнами бутылкой с горилкой. Пробует гад споить нас россиян. Наконец ему удается кого-то сооблазнить. Но ребята в поезде попались осторожные и не хотят вылезать из поезда и подходить к забору. Бедный лДемьян╗ прыгает, жестикулирует. Все пытается жестами объяснить, чтобы к нему подошли. Ну, а ребята Ц ни в какую. И вот приходится дядечке лезть через забор, рисковать своей шкурой, чтобы втюхать пузырь горилки.

Но самое смешное, что он не сумел пересилить свою хохляцкую жадность и продать горилку по нормальной московской цене. Теперь у него совсем другие жесты, совершенно нерадушные, я бы даже сказал Ц агрессивные.

С нами в купе (плацкартном) едет Елена лПрекрасная╗. Она подкармливает нас Ц подрастерявших здоровье на отдыхе ллыжников╗.

Если бы не такие девушки, езда в плацкарте могла бы показаться сущим адом. 32 часа в душном, натопленном вагоне, места рядом с туалетом Ц это лишь неполный перечень лудобств╗.

А  теперь попробую выразить на бумаге те впечатления от приэльбрусья, которые не влились в рассказ.Чегетские лошадки

1. На большой высоте воздух разрежен. В нем не хватает кислорода. Терскол и Азау  находятся на высоте 2150, 2300 м над У.М. Следовательно их можно считать высокогорными селениями. Так вот, люди здесь живут неторопливо, даже можно сказать Ц замедленно. В кафе тебе мило улыбаются и заставляют полчаса ждать шашлык, или двадцать минут разогревают тарелку супа. Но, в конце концов, ты привыкаешь к этому. Это лишь в первый день ты пытаешься жить в московском темпе, но уже на второй день ты понимаешь, что лтише едешь, дальше будешь╗. Явно кавказкая пословица.

2. В высокогорных районах все герметично упакованные продукты приобретают совершенно несъедобный вид. Ну не станете же вы есть вспухший  йогурт или консерву?

3. Картинка из жизни работника подъемника в ллягушатнике╗. За ним очень строго  следят несколько смотрящих, поэтому он деньги не берет, а забирает у катающихся билетики и рвет их. Представьте себе работенку восемь часов подряд изодня в день рвать билетики, тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч билетиков. Он уже изнемогает, у него устали руки. Но рвать надо, а то с работы вылетишь. И он рвет билетики зубами. Лениво протягивает руку, подносит ее ко рту и лбзик╗, выплевывает разорванный билетик.

4. Чегет Ц это очень серьезная гора. Чайникам на ней делать нечего. Но ведь здесь совершенно необязательно кататься на лыжах. Здесь можно просто гулять, любоваться горами, чистым снегом, горной речкой. Или сидеть где-нибудь на площади у подъемника, наблюдать за катающимися, пить домашнее вино или глинтвейн, разговаривать с совершенно незнакомыми людьми. Здесь это можно запросто. Люди тут отдыхают. Они забыли о своей работе, о домашних заботах. Они просто счастливы, и поэтому общительны.

Ренату, например, хватило двух дней в ллягушатнике╗. Потом он взял и переключился на коньки и бардовские песни. Это не помешало ему оттянуться по полной программе.

лЯ так отдыхал, так отдыхал, что устал. Теперь еще надо отдыхать╗.

5. В Терсколе мы жили в коттедже у Сапиры. Хозяйство там ведет чудная женщина Наташа. Она органично влилась в нашу компанию. И что замечательно, она тоже любит бардовскую песню, как и Ренат.

6. Информация для горнолыжников. На новогодние каникулды здесь жуткие очереди. На Эльбрусе Ц очень большие, просто нереальные. А на Чегете значительно меньше. На нем за полдня можно дневной абонемент выкатать.

И еще на зимние каникулы здесь самые высокие цены на все. На жилье, на подъемники, на еду, на питье.

7. Резюме. Мне очень понравились мои каникулы на Чегете. Красивейшие горы, курортная обстановка. Обязательно вернусь сюда, но только когда буду кататься получше. А то в некоторые моменты я чувствовал себя раскорячившейся коровой на льду.