Главная   Дневники А.М.  Велопоходы Водные пох-ды  Лыжные пох-ды  Походы вых.дня  Другие пути-я

лМЕЩЕРСКИЙ  ВОЯЖ╗

Черусти Ц Спас-Клепики- оз.Белое-с.Мокрое Ц Ильичево Ц Черусти. 170 км (около 8 по Москве).02 Ц 03 октября 2004г. (Коля Тимофеев и Андрей Митрофанов Ц два помятых, 40-летних искателя приключений).

2 октября 2004г. Проснулись сегодня Коля и я не в самой лучшей форме. Последствия пятницы. В 710 встречаемся на Петровско-Разумовской. А, добравшись до  Казанского вокзала, обнаруживаем, что наша электричка недавно ушла. Ничего страшного. Взяв по бутылочке пива, спокойно поджидаем электричку 818. Герои дня

Электрички на этом направлении ходят переполненные и едут не спеша. Лишь к 11 часам мы доехали до ст.Черусти. В местном, хозяйственном магазинчике Коля купил себе эмалированную кружку Лысьвенского завода. Этот анахронизм совершил многотысячное путешествие, чтобы найти своего хозяина в лице Николая Алексеевича. 36 рублей выложил за эту штуковину Николай. Но, что возмутило его, так это то, что бумажка со всеми полезными сведениями была крепко приклеена внутри кружки.

После нескольких лкренделей╗ по городу, если так можно назвать населенный пункт с раздолбанными дорогами без покрытия, кое-как отыскали дорожку, ведущую в долгожданный Мещерский край.

Отличная, абсолютно прямая дорога, кое-где перегороженная большими лужами. Вокруг сосновые леса с вкраплениями лзолотых╗ дубов и берез. На каждом шагу попадаются мухоморы. Съедобные грибы на скорости больше 15 км/час не видны.

Отъехав километров 6 - 7 от станции, видим заброшенную деревню Ц Красная Гора. Судя по окружающему ее болоту, местных жителей съели комары, а кого не съели, те разбежались.

Я пошел  побродить по деревне, а Коля в это время собрал охапку маслят. Но, так как у нас с ним уже был лпечальный╗ опыт приготовления грибов в походных условиях, то мы их с собой брать не стали.

Лирическое отступление - лКогда-то, около 20 лет назад, на речке Гауя мы пробовали зажарить грибы. Но дождь, который то принимался, то прекращался, заставлял нас менять рецепт приготовляемого блюда. То мы их жарили, то варили, то сушили, то снова варили, и, наконец, выкинули╗.

Но вернемся к дню сегодняшнему. Дорога, по которой мы едем, достаточно дикая. На протяжении 20-ти  с лишним километров мы встретили пяток машин, да и то стоящих и поджидающих своих хозяев-грибников. В музее "Лесная  крепость"

На этой, милой нашему сердцу дороге мы делаем еще один привал на удивительном месте.  Такое впечатление, что сюда грохнулся метеорит. С одной стороны деревья с обломанными верхушками. Пруд с мутной водой.   А  вокруг стоят  деревья  метров  на  десять забрызганные  серой грязюкой.  Правда есть еще объяснение более прозаическое. Это может быть заброшенный, небольшой  карьер. А деревья забрызгал сильный ветер, он же обломал верхушки деревьев.

Третий привал мы делаем за деревней Перхурово. Хорошее названьице. А таких  названий у нас впереди еще пруд пруди. Взять хотя бы Пышлицы. Туда мы заехали в магазин, и, подкупив продуктов, пообедали за околицей на краю картофельного поля. Жители  Пышлиц лпо тихому╗ собирают пропущенную картофелекопалкой картошку. А мы сидим, жуем сало, жмуримся на солнце как сытые коты и наблюдаем за суетой на полях.

Отъехав километра четыре от Пышлиц, мы выезжаем на лномерное╗ шоссе Москва-Касимов (продолжение Егорьевского шоссе). Машин здесь не в пример больше. А населенных пунктов меньше.  Нас начинает беспокоить вопрос, что мы  будем  кушать на ужин и завтрак. Мы очень расчитывали на магазин в д.Тервищи. Но, увы, он оказался закрыт.

Подъезжая к озеру Белое, видим указатель Ц лмузей деревянного зодчества ЦлЛесная крепость╗. Решаем заглянуть. Что не говори, а у похода должна быть какая никакая лкультур-мультурная╗ программа.

Ни капли не пожалели о затраченном на музей времени. Хоть экспозиция открыта только в летний сезон, но все же то, что мы видели,  вполне нас удовлетворило. Да, в помещения нас не пустили. Но, зато на улице, среди выставленных деревянных скульптур и теремов стоят не тронутые посетителями мухоморы. Мы одни тут, не считая сторожа.  Да и осенний лес окружающий нас создает особое, благодушное  настроение.

Время около четырех часов, пора двигаться дальше. Планов Ц громаздье. И магазин, и выбор стоянки. Надо еще разбить лагерь и приготовить ужин. И все это желательно сделать до темноты.Что за хреновина у меня в руках, я и сам не пойму!

Подъехали к повороту на Белозерье. Пока никаких магазинов по пути не попалось. Тормозим первый подвернувшийся на нашем пути лджип╗. Спрашиваем Ц лесть ли дальше работающие магазины?╗ лНет Ц говорит водитель Ц в той стороне нет. Есть только в Спас-Клепиках╗.

Ничего себе! А мы туда вроде как и не собирались. Хорошо, что эти Клепики оказались не так далеко.  Подъезжаем к магазинам. На небольшой площади их целый выводок. Захожу в первый попавшийся. Ба! Да здесь такой выбор, что москвичам и не снился. Десяток видов коньяков от 114р до 240. Про водку и говорить нечего. Это же любимый напиток местной интелигенции. Взяв еду, посылаю на  разведку  Колю.  Он  выбрал  нам  на  ужин  Кизлярский

коньячок Ленинградского разлива.  Оказался правильный выбор. Утром никаких негативных  последствий не наблюдалось.

Пока Коля делал покупки, я разузнал, чем знаменит сей городишко. Дядечка поведал мне, что в этом городке Сергей Есенин заканчивал школу. Видимо в Константиново была лишь начальная школа. Поделился полученными сведениями с Николаем. А то бы он так неучем  и  прожил.

И вот сижу я на ступеньках и коньяк в пластиковую бутылку переливаю. Это чтобы стекло в лес не тащить. Ведь пластиковую то бутылку  завсегда сжечь можно или под воду приспособить. А Николай в это время с местным лБарбосом╗ общается. Тот попрошайничать к нам подошел. Так вот Коля какое-то резкое движение сделал пока доставал псу что-то съестное. Тот рванул в сторону. Коля ему что-то крикнул про лмужика с яйЕми╗. Это услышал в жЕу пьяный хозяин пса. Он кликнул на помощь своего товарища. Назревал межобластной конфликт. Но тут из магазина выглянула продавщица. Добрая женщина взяла весь удар на себя. Полаявшись друг с другом минут пять, обе стороны спустили пары. Наши попытки внести ясность в суть конфликта обеими сторонами не воспринимались. В конце концов мужики ушли своей дорогой, а продавщица своей. Мы же малость прибалдевшие от местных нравов остались сидеть на крылечке.

Пора двигать от сюда! Поездки в лЛесную крепость╗ и в Спас-Клепики обернулись лишними десятью километрами. А до (малого) Белого озера, где мы собираемся ночевать еще ехать и ехать.

Скоро мы вернулись к повороту на Белозерье. Едем по великолепной лесной дорожке. Хоть на карте она обозначена как дорога без жесткого покрытия, на самом деле  на ней очень приличный асфальт. Движения нет совсем. За час с лишним мы, дай бог, встретили пяток машин. Даже в деревнях, через которые мы проезжаем, машин не видно.  Зато в каждой деревеньке находится собачка, которая бросается на нас, громко  оповещая жителей деревни, о том каких сволочей она встретила. Но стоит остановиться и присесть перекусить, как эта же собака приползает, чтобы выпросить кусочек. Тут собаки готовы съесть даже хлеб. Это говорит о суровой собачей жизни.

В 1840 мы становимся на прекрасно оборудованном месте на берегу озера Белое, вблизи д.Белое.  Тут и стол с лавками и  пляж, костровище и бревна вокруг него. Лес полон уже напиленных деревьев. От деревни нас закрывают кусты, маленькие березки и сосенки. Вода в озере очень чистая. Дно из белого мелкого песка. На другом берегу расположились рыбаки.

Скоро начинает смеркаться, но мы уже ужинаем. Первые тосты друг за друга, за велосипеды. Когда совсем стемнело, перебираемся поближе к костру. И вот, чередуя коньяк с чаем и кофе, болтаем о самых разных вещах. Поначалу мы надеялись приберечь  половину  второй  бутылки   на завтрашний день. Но боги распорядились иначе. Не хрена у нас не осталось. И часов в 11 мы залегаем в палатку.

Кстати сегодня мы не побросали наши велосипеды на улице. Еще засветло мы умудрились запихать оба велосипеда в тамбур. Так что залезали в палатку с большим трудом. Зато спали совершенно спокойно. Ни о чем не волнуясь. Все вещички убраны. Завтра особенно спешить некуда.

3 октября 2004г. Проснулся я как обычно первым. На улице светло. Тумана нет. Выбираюсь из палатки, собираю хворост и готовлю завтрак. Когда все готово, бужу Колю. И пока он одевается, я купаюсь в озере. Вода  бодрит.

После завтрака не торопясь прощаемся с озером, гуляем по прибрежной сосновой роще. Затем собираем манатки и в 945 трогаемся в путь.

Первый привал делаем в деревне Посерда. На самодельной табличке с названием деревни жители даже поставили восклицательный знак. Чем же примечательна эта деревня? А вот чем. Здесь заканчивается асфальт. Грунтовая дорожка к следующей деревне Старково соединяет две области: Рязанскую и Владимирскую. Именно поэтому здесь асфальта долго не будет. Слишком сложно договориться соседям о финансировании. Через деревню протекает речка Посерда. Ну, слово протекает слишком громкое для этого процесса. Вода ели-ели течет к озерам. Уклона в этих местах практически нет.речка Бужа

Дорога от Посерды до Старково нам очень понравилась. Даже несмотря на то, что на некоторых  отрезках приходится спешиваться и вести велосипеды. Теплая погода (+14гр.), по большей части сухая дорога. Сосновый лес с его смоляным запахом. Грибы (мухоморы), которые вчера  попадались на обочинах, сегодня лезут прямо под колеса.  Что еще надо туристу? Разве что побольше свободного времени.

В Старково снова  начинается асфальт. По нему мы не спеша катим, любуясь деревенскими видами. Вот гуси забираются в пруд, вот кошка сидит на подоконнике, а вот  какой-то необыкновенный цветник, а этот дом украшен необыкновенными кружевами, а тот странно раскрашен, и т.д.

Мы так увлеклись созерцанием, что чуть не проехали поворот на Мокрое. Но все же вовремя остановились и уточнили дорогу  у прохожих мужиков.

У нас кончилась вода. В д.Спудня останавливаемся у колодца. Странно, вода какая-то мутная! Хозяин уверяет нас, что все пьют.

И коровы, и куры, ну люди конечно тоже. Воду мы набрали, но пить ее не рискнули.

Доехав до магазина в с.Мокрое купили питьевой воды. Там же сидя на ступеньках магазина обедаем. Кефир и  булка, сало, лук, хлеб, а на десерт грязные сухофрукты. Поначалу подкормка была чистой, но за два дня туда нападало столько грязи, что без слез не взглянешь. Впрочем, и руки у нас не отличаются чистотой. Так что все это находится в своеобразной гармонии.

После обеда у нас по плану общение с народом. Мужики подходят, жмут руки, интересуются велосипедами, прибамбасами на них. Расспрашивают куда мы едем и дают кучу советов. Кстати сообщают об электричке из Черусти около 17часов. Отъезжаем от них метров на 200 и снова достаем карту. Ну и запутали они нас!

Мы едем через Ильичевку. Проехав эту деревню видим множество  грунтовых дорожек расходящихся в разные стороны. По наитию выбираем одну из них. Скоро на ней видим стоящий мотоцикл. Подъезжаем поближе и спрашиваем хозяина, приведет ли она нас в Тихоново. лДа, это та самая дорога, но оба моста на ней сломаны╗ Ц предупреждает мужчина.Гуси-лебеди

На первом полуразрушенном мосту мы отдыхаем. Где-то поблизости от нас, километрах в двух находится урочище с интересным названием лШортов Край╗. Николай делает предположение, что у автора этого названия был лфефект фикции╗.

Следующий мост через речку Бужа непроходим. Зато рядом есть брод. Это самое красивое место по нашему обоюдному согласию. Спокойная петляющая речка, без ряби. Она отражает голубое небо, дубы и сосны. Брод мелкий. Мы даже колен не замочили.

От Тихоново до Тасино прямое шоссе. Ни одной машины на нем мы не встретили. В д.Избищи Ц это примыкающая к Тихоново деревня- на проезжей части тихоновцы написали краской лТи-во круто!╗. Вот такая загадочная надпись.

В Тасино отдыхаем на живописной деревенской улочке. Сидим на скамеечке. Нам только семечек не хватает.

Наша задача из Тасино доехать до ур.Красная Гора, а от туда до Черусти. До пяти Ц 2,5 часа и 20 км грунтовки.

Выезжая из Тасино, мы выбрали наиболее наезженную дорогу. Но через двадцать минут нас стали одолевать сомнения. Дело в том, что мы не пересекли речку Таса (приток Бужи) текущую справа от нас. А это значит, что скоро мы упремся в р.Бужа, а на  Красную Гору вообще можем не попасть. Надо срочно возвращаться и искать другие пути.

Вернулись и нашли сломанный мост, а вместо него бревно перекинутое с берега на берег. Пожалуй, это самое опасное препятствие. Десять метров по шатающемуся бревну с груженым велосипедом на плече, а под тобой достаточно глубокий ручей (около 1,5м).  Так вот это бревно Коля умудрился пройти три раза. Дело в том, что он боялся за свой дорогой фотоаппарат. И перед тем как перетаскивать свой велосипед, он вытащил его из рюкзака. Выглядело все это очень смешно.

От ручья едем по тропе. Каждые 50-100 метров соскакиваем с велосипедов и переносим их через поваленные деревья. Где можно перескочить деревья, мы конечно же их перескакиваем. Все это делаем в высоком темпе. Время жмет нас все сильнее. Попали в болото, промокли, но темп не снизили. И вот каким-то чудом оказываемся на великолепной грунтовой дороге ведущей к Красной Горе. А где же тогда мы были сейчас? Ничего не понимаем.

Чуть отдышавшись, трогаемся  в путь. И не проехав километра, встречаем группу велосипедистов едущих налегке. Тут же начались грибочкивзаимные расспросы. Они успокоили нас: лдо Красной Горки 7 км по этой дороге╗. Сами же они хотят сделать кружок через Тасино в Черусти. Мы отговариваем их. У этих молодых энергии не в пример нам Ц целый вагон. Так что они уезжают вперед нас. Мы же плетемся к Черустям все медленнее и медленнее. На станцию приезжаем за 20 минут до отхода электрички. Взяли в дорогу пива, сардин, ватрушек. А когда сели в вагон, то нас так разморило от тепла, еды и пива. Тихо сидим, а в голове крутятся незабываемые картины Мещерского края.

Через три часа вылезаем на Казанском вокзале. А через десять минут уже отъезжаем от Ленинградского вокзала к себе на север Москвы.

Кое-какие моменты не вписались в рассказ. Но запомнить их хочется.

По дороге из Москвы в Черусти поговорил с ребятами байдарашниками. Они ехали на два дня на р.Нерская. Стартовать собирались от плтф.Подосинки, а финишировать в Конобеево(ст.). Советовали залезть в интернет и почитать об этой речке. Судя по карте  это действительно хорошая извилистая лесная  речушка.

Не доезжая до Пышлиц на поле  увидели группу журавлей. Не удалось их сфотографировать. Спугнули. А  стояли они метрах в ста от нас.

Наше путешествие началось в Московской области. Продолжилось в Рязанской и Владимирской. А закончилось снова в Московской.

По дороге из Черустей в Москву Коля общался с группой велосипедистов, которую мы встретили на лесной дороге. Эта группа лТри на девять╗ Бауманского велоклуба. Сегодня они праздновали день рождение своего товарища. А, спраздновав, оставили часть ребят с вещами и рванули покататься.