Главная   Дневники А.М.  Велопоходы Водные пох-ды  Лыжные пох-ды  Походы вых.дня  Другие пути-я

лХИБИНЫ НАШИ ГОРЫ, ОНИ ПОМОГУТ НАМ╗

Кировск - пер.Ворткеуайв - пер.Куропачий - пер.Умбозерский - пер.Южный Рисчорр Цпер.Северный Рисчорр Ц пер.Южный Чорргор-пер.Юмъекорр Ц ущелье Мертвых Ц ущ.Аку-Аку Ц пер.Звездочка Ц оз.Большая Имандра.

Участники:

ДТК ЦАО лДети Капитана Гранта╗

Руководитель: Валерий Аркадьевич Кожин

Бойцы:  Наташа Кузьмина ,Рома (9кл), Эльга (9кл), Ваня Некрасов (8кл), Дима Самсонов (8кл).

ДТК САО лГармония╗

Руководитель: Сергей Сергеевич Морохов.

Бойцы: Кирилл Мордвинцев, Андрей Митрофанов, Света Амелина, Александр Георгиевич Мордвинцев, Наташа Ходусова, Наташа Литвина (11кл), Дима Коробкин (10кл), Коля Митрофанов (10 класс), Петя Мордвинцев (8 класс)

19.03

В половине седьмого встретились на Ленинградском вокзале лу Ленина╗. При этом одна половина ребят стояла с одной стороны бюста, а другая-с противоположной. Долго друг друга не замечаем, но, наконец-то встретились. Ура!

В половине восьмого отъезжаем на поезде Москва - Мурманск. У нас три купе (в плацкартном вагоне) Ц 1 у Аркадьевича и его компании , два других у нашей группы. Вечер проводим в наших купе. Вокруг нашего стола семеро взрослых и в детском купе девять человек. По сравнению с другими нашими поездками мы ведем себя тихо. Дети с гитарой зажигают до трех ночи, но достаточно тихо. А взрослые вообще в 12 часов улеглись спать.

Ночь, для людей привыкших к свежему воздуху, прошла посредственно. В наших вагонах по традиции нельзя открыть ни одного окна, а температура +28║ - это норма.

20.03

Проснулись в семь часов и вышли подышать свежим воздухом на станции лЛадейное поле╗  (Кирилл, Александр Георгиевич и я). Так как из всего состава вышло только 5-6 человек, все продавцы колониальных товаров сосредоточились вокруг нас. Но мы ребята стойкие и нас хрен соблазнишь  пивом в семь часов утра.

Сергеевич пол дороги занят пересчетом баранок (их оказалось в три раза больше чем по раскладке) и мобильником. Когда же он успокоиться?

Ребята почти все при деле. Дима Коробкин сшивает спальники в лмогилу╗ (коллективный спальник). Коля, Валерий Аркадьевич, Александр Георгиевич, Наташа Кузьмина, Эльга и Рома шьют бахилы. Кирилл, скребет надфелем по креплению и озвучивает этот коллективный производственный процесс.

Вот дождались двенадцати часов и думаем покушать , а тут и Петрозаводск с его магазинами показался. После таких обедов и песни петь веселей.

Заметил фигуристую даму в мужских кальсонах задом наперед,  шастующую по вагону. Поделился впечатлением с товарищами. Но Света меня разочаровала Ц лЭто╗ Ц говорит, лвовсе и не дама, а мужик и даже с бородой!╗. Смотрю внимательнее и действительноЕЕ

День закончился в хмельном угаре, о чем с утра пришлось пожалеть, таща тяжеленный рюкзак.

21.03

Хотя поезд прибывает в половине седьмого в Апатиты, мы встали за два часа до прибытия. Позавтракали и собрались.

Когда мы высадились на станции, выяснилось, что Дима (Колобок) собирается после завершения маршрута остаться покататься на горных лыжах на л25 километре╗ с Палычем (приятель Аркадьевича). Все это замечательно, но билет у него на другое число. Значит, его нужно обменять, а Колобок не брал с собой никаких документов. Вобщем касса на обмен сегодня не работает и проблема сама собой перекладывается на Палыча.

Валерий Аркадьевич и Сергеич едут в Кировск в лгорно-спасательную службу╗, чтобы оставить там наш лмаршрутный лист╗. Они едут с Палычем на арендованной лгазели╗. Мы остаемся  ждать  рейсового автобуса (735) до Кировска. Дети от свежего воздуха перевозбуждены и скачут как козлы по грязным сугробам. Не обошлось без синяков.

В половине девятого встречаемся с нашими руководителями у незабвенного детского садика (Кировский детский туристический клуб Ц лРябинушка╗). Полчаса спорим завтракать или идти на маршрут. В конце концов, решаем идти. Наташа Ходусова и  Рома ,а над ними Дима Коробкин и Коля Митрофанов

Мы с Кириллом испытываем лманюни╗ (мешок из тезы или другого прочного материала на длинной веревке). Загружаем их килограмм по 8-10 и волочим. Нам хватило 4-х часов, чтобы полностью в них разочароваться.

Пройдя 3 часа, останавливаемся у подстанции. Это последний рубеж цивилизации на нашем пути. Кое-кто нас сильно задерживает, и мы решаем перетряхнуть их рюкзаки. В результате выясняется, что Колобок волочит в рюкзаке горнолыжные ботинки (6кг), кросовки, тапки, плеер и кучу батареек, два блокнота и книжку. Это при том, что он оставил свои горные лыжи у Палыча в лсадике╗. Сергей Сергеевич и я собираем   излишки Ц  это   вещи    Колобка    и  кое-что   по   мелочи (набирается более 10 кг) и бежим с ними в лсадик╗ к Палычу. Через час возвращаемся и выходим на штурм перевала Ворткеуайв (754м). Сразу заметна различная подготовка наших товарищей. Неподготовленные Ц кряхтят и пыхтят, а остальные дожидаются их и мерзнут. Но, в конце концов, к трем часам забираемся на перевал. Ура! Вид открывается прекрасный. Долина реки Тульйок освещена солнышком. Вдали виднеется Умбозеро. Но на перевале мы простояли не более 2-х минут Ц очень холодно, дует. Пока спускались много падали. Рюкзаки больно тяжелые и вставать с ними очень тяжело.

Коля, Рома, Дима Коробкин , Эльга , Наташа Ходусова и я едем вперед , чтобы найти сушину и место для лагеря. В шесть часов появляются последние. Вечер весь насыщен работой. Дрова, яма для костра, палатка, ужин. В десять часов все ложаться спать (17,5 часов, на ногах).

22.03

Мы с Кириллом вскочили в шесть часов. Все засыпано снегом . Кое-как отыскиваем приготовленные для завтрака продукты, каны и другую посуду. А снег валит и валит. К семи часам завтрак готов , а в девять уже выход.

Надеялись за три часа пройти Куропачий пеВот он какой перевал Куропачий. Дима Колобок и Коляревал, но не тут то было. Скорость группы жуткая Ц 1 км/час. Пять минут идешь, а десять ждешь. Арьергард попал на опасное место. Чуть не ссыпались по фирну и камушкам. Хотели развернуться, но ничего не получается. Эльга зависла над кручей. Дима Коробкин держит ее за шиворот , а сам цепляется за чахлый кустик и просит  помочь. В результате сняли лыжи , прикрепили их к рюкзакам  и с палками как с альпенштоками ссыпаемся вниз на более пологое место.

Только в половине четвертого подходим к Куропачьему перевалу (433,3м).  Несколько раз спугнули стайку полярных куропаток. Тут Дима Колобок и догадался, почему так называется перевал. А раньше он думал, что тут куриц перегоняли. С перевала Ц отличные виды. Наконец то распогодилось, а то с утра шел снегопад.

Ночуем в долине реки Южный Каскаснюнйок. (Здесь мы еле-еле нашли сушины).

23.03

С утра мы с Димой Коробкиным вылезаем из палатки, разводим огромный костер и спорим кому идти за водой. Но чего толку спорить Ц видно только два малых кана, а где же два больших? Я занимаюсь тем , что топлю в малых канах снег и  заодно пытаюсь заставить Димку отыскать остальные каны. И тут из леса появляется Кирилл и тащит эти самые каны уже с водой.

За полчаса приготовили завтрак и в семь часов устроили подъем. Выход около  девяти. Эта стабильность радует. Кстати с утра опять валит снег и видимость хреновая, чтобы не сказать хуже.

Огибаем хребет и выходим в долину реки Каскаснюнйок. У нас  три варианта дальнейшего пути : через перевал Северный Рисчорр, через Южный Рисчорр или через Умбозерский перевал. Выбираем наиболее лавинно- безопасный Умбозерский перевал (527м) , но это же и наиболее длинный путь.

Перевал красивый. Вокруг высокие скалы. Но, как выразился Аркадьевич Ц перевал лскотопрогонный╗. На него долгий пологий подъем и столь же   пологий спуск. С перевала спускаемся в долину реки Кунийок. И найдя дорогу (только для вездеходов и для снегоходов) движемся по ней в сторону базы КСС. Не доходя до базы 2-3 километра, сворачиваем в лес на ночевку.  Дальше с дровами может быть совсем плохо. Готовим лагерь, заготавливаем дрова на вечер и на утро. На улице все холодает и холодает. Смотрю на градусник - 18║ С. Около 11 вечера наблюдаем северное сияние. Оно не очень сильное, но на ребят, впервые увидевших это зрелище, производит сильное впечатление.

Дима Коробкин, Рома, Наташа Литвина и Эльга решили провести лхолодную╗ ночевку. В вырытую яму натаскали лапника, накрыли его полиэтиленом и в групповом спальнике переночевали.

24.03

Поднялся чуть позже обычного Ц в половине восьмого (вместе со всеми). В результате целая куча народа готовила завтрак или лучше сказать вертелась около костра (на улице -12║, солнечно). Завтрак затянулся, и в запланированную радиалку вышли только в одинадцатом часу. На полпути к базе КСС встретили Супер-Машку и двоих Максов (уже знакомых нам по прошлогоднему походу в Хибины). Были очень рады этой встрече.

Скоро дошли до КСС, отметились у спасателей. Выяснилось, что вчера мы выбрали правильный путь. На Северном и Южном Рисчорре вчера сошли лавины. Итак идем к перевалу Южный Рисчорр (900м) . Погода шикарная Ц ясная и умерено морозная, вот только ветер дует прямо в лицо. Чем ближе к перевалу , тем сильней и злей ветер. Впечатление такое, что мы идем по снежной реке. Вокруг волны из плотного снега, а по ним  несутся миллиарды снежных крошек. А вокруг горы и голубое Ц голубое небо. Подходим под самый перевал Ц дальше очень круто. Ветер аж свистит в ушах. Решили обойтись без перекуса. И, постояв пять минут на этом ветрище, бросаемся на штурм. Впереди Сергеич на своих верных  лыжах.   Я  пока   замыкаю,   так  как    жутко   устал    от длительного, пологого подъема на своих скользких лыжах. Решаю снять их. И вот легко обгоняю одного, второго, третьегоЕ.. Вот впереди меня только Серега. Наконец мне до перевальной точки 100м пологого подъема, а Сергеичу 50м. Я бросаюсь в последнее ускорение, но увы , увы. Увязаю в рыхлом снегу и сбиваю дыхание. Кирилл, Эльга, Коля и Дима на пути к Южному Рисчорру

Фотографируемся с Сергеичем на перевале. Осматриваемся. Тут жутко холодно и пассивно ждать неуютно, мягко говоря. Сергей спускается вниз, чтобы отослать  отстающих в лагерь пока они не забрались очень высоко. А я лезу на  ближайший склон г.Каскаснюнчорр, чтобы увидеть как идет штурм, да и окрестностями полюбоваться. Минут через пятнадцать вижу, как подо мной на перевале появляются Кирилл и Дима, затем Коля и Наташа Ходусова, а вот и Эльга со Светой. Спускаюсь к ним. Ребята сгрудились за большим камнем на перевале и пытаются спрятаться от ветра. У Димки уши сейчас отвалятся. Надо валить от сюда. На перевале появляется Сергеич и дает команду спускаться.  Мы спускаемся по другую сторону перевала. По намеченному маршруту мы должны забраться на перевал Южный Рисчорр , обогнуть гору  Каскаснюнчор , выйти к перевалу Северный Рисчорр, взять его и спуститься в долину р.Рисйок , а оттуда по уже знакомому пути мимо базы КСС вернуться в лагерь.

Вот спустились под перевал и ждем , что же дальше. Тут хоть можно ждать Ц ветер дует , но не так сильно, да и солнышко пригревает. Видим как начала спуск Наташа Литвина. Отвлеклись. Оборачиваемся , а ее нет!? Поискали по буеракам. Нету!? Решили, что она испугалась и не стала спускаться. А на самом деле она нас просто не увидела , глядя против солнца, и не решилась спускаться в неизвестность одна.

Сергеич говорит нам, чтобы мы шли к Северному Рисчорру, а он вернется к отставшим и развернет их в лагерь.

Идем к перевалу по хорошей лыжне.  Вокруг такие виды Ц просто закачаешься. Фотографии не могут передать и сотой части того, что перед нами, а уж описать словами я и не решаюсь. Сверху виден почти весь наш пройденный путь Ц  Умбозерский и Куропачий перевалы.

Легко с ходу берем  Северный Рисчорр (900 м) , а вот спуск оказался сложным. Весь путь вниз на лыжах. Падаю ужасно часто. То несешься по фирну , то вдруг въезжаешь в рыхлый снег по колено и носом в него со всего размаха Ц бух! Но падения не испортят настроения. Все в снегу, мокрые оказываемся внизу. Ждем Эльгу, Свету и Кирилла. Эльгу дождались, а Светы и Кирилла все нет и нет.  Я отпускаю Диму, Колю, Эльгу и Наташу Ходусову в лагерь, а сам остаюсь ждать.  Минут через 15-20 вдалеке появляются Света и Кирилл. Света проезжает десяток, другой метров и падает. Подъезжает Кирилл и поднимает ее. И так далее и тому подобное. Вдруг сверху вылетает Сергеич, объезжает Свету и Кирилла и вот через 2 минуты он внизу. От него я узнаю, что через  Северный Рисчорр идут все остальные . Тогда я передаю эстафету ожидания ему и еду в лагерь , чтобы приготовить ужин.

У базы КСС догоняю ребят и с ними возвращаюсь в лагерь. Приходим совершенно без сил . Время уже семь часов вечера. Мы девять часов на ногах  без еды и без чая. В лагере в этот день оставались Рома, Колобок  и Ваня. Тлеет чахлый костерок, заготовлена поленница сырых дров (сухих не нашли). Кое-как приготовили чай,  ужин. Отставшие подходят в течении двух часов. Последними в девять часов подошли Валерий Аркадьевич и Наташа Кузьмина .

После ужина находим сухие дрова, пилим, колем их. Затем проводим собрание. На собрании обсуждаются два варианта маршрута. Один Ц легкий ллесной╗ по долине р.Кунийок в долину реки Гольцовка и по Гольцовке прямо в п.Имандру. Второй вариант Ц через перевал Чорргор. Мнения разделились почти попалам, но Валерий Аркадьевич предложил хорошее компромисное решение Ц дойти до перевала Чорргор и если сил уже не будет , то устроить под перевалом полудневку, а на завтра со свежими силами взять перевал.

25.03

Сегодня с погодой на редкость повезло.  Температура -18║С, солнце, ветра нет совсем. Легко дошли под перевал Чорргор (850м) , перекусили и минут за 50 забрались на него. Сергеичу, Кириллу и мне пришлось залезать 1,5 раза (все благодаря группе Аркадьевича). Нужно было разгрузить В.А. , Ваню и Наташу Кузьмину.

На этом перевале впервые срабатывают мобильники. Ребята радостно общаются со своими игрушками. Петя дозвонился до бабушки : лАле! Это Петя с Южного Чорргора!╗ Ц лКто, кто?╗ Ц лДа, Петя с Южного Чорргора!╗ - лКто?!

С перевала отличный спуск в долину р.Часнайок Ц пологий и протяженный. Но несмотря на простоту спуска, группа растянулась. От первого до последнего Ц целый час пути. Спустился до развилки лыжни первый. Носки мокрые насквозь. Переобулся в лвечернюю╗ обувку. И вот сижу на рюкзаке и пишу летопись. Время на это в походе катастрофически не хватает и приходится пользоваться любой свободной минутой. Через 20 минут, как я тут расселся, подъехали  Коля,  Дима,  Сергеич,  Петя, Александр Георгиевич, Эльга, Наташа Ходусова,  Света и Кирилл. Решаем ехать дальше искать место ночлега. Я пробую надеть лбеговую╗ обувку, но она уже превратилась в камень (обледенела). Придется идти пешком. Сергеич и Коля - главные наши ориентировщики. Коля смотрел как Сергеич изучает карту, смотрел. А потом и говорит: Сергеич, ты чего ее кверх ногами смотришь?

Александр Георгиевич остался ждать отставших. Света и я идем пешком кое где проваливаясь по колено. Вот подходим к брошенным рюкзакам. Это ребята разбрелись в разные стороны в поисках сушины. Сергей Сергеевич с Колей пошли в одну сторону, а Дима и Эльга в другую.  Дима и Эльга в нескольких шагах от брошенных рюкзаков находят отлично оборудованную стоянку и гиганское бревно (жаль не очень сухое Ц вечером мы наплакались сидя у костра). Кличем Сергеича, но он не хочет отзываться . Приходит только Коля с жалобой на Сергеича Ц лон, видите ли, забраковал пять сушин╗. Подходят бойцы Аркадьевича. Им тоже нравиться место.

Под вечер температура упала до -24║С Ц холодно ужасно. Мы облепили костер. Едим мед и плачем, дым разъедает глаза. Но все же наши мучения вознаграждаются. Вечером мы видим настоящее лзимнее северное сияние╗ . Оно разноцветное Ц желтое, зеленое, подвижное, полосатое. Хочется смотреть и смотреть. Но, увы, на таком морозе больше чем на минутку от костра не отойдешь. А свет костра Ц размывает четкость сияния. Последнюю ночь спим в тесноте с командой Валерия Аркадьевича (12-ти местная лзима╗ на 16 человек). Тесно жмемся друг к другу, зато холод не так пробирает. Ночью  мороз достиг -30║С.

26.03

Температура -22║С, ясно, ветра нет. Утром распрощались с группой Валерия Аркадьевича. Они сегодня вечером должны выехать со станции Имандра в Москву, поэтому они кратчайшим путем по долине р.Гальцовка идут к станции.

А мы идем к перевалу Юмъекорр (       м) . Нас десятеро и идем мы в два раза быстрее, чем когда нас было 16. Подходим под перевал и решаем взять его на голодный желудок. Жаль, я надеялся избавиться от 3-х килограммов чая за спиной (3-х литровый термос). Тридцать минут, и мы втащили себя и наши пожитки на высоту             м.  Перекусили на перевале в непродуваемой яме. Позагорали на солнышке. Вся подгруппа Гармонии, кроме меня, в непродуваемой яме

За перевалом начинается ущелье Мертвых. Короткое, около 100м. Но выглядит оно достаточно угрожающе. По слухам в это ущелье лопари, в свое время, заманили шведов и похоронили их тут под лавиной.

Из ущелья отлично видно озеро Большая Имандра. Как потом оказалось, видна была только сотая часть озера,  настолько оно огромно.

Спускаемся долиной р.Юмъекоруай до пересечения с ущельем Аку-Аку. Вот все в сборе. Решаем искать место для лагеря (для этого, в первую очередь, необходимо найти сухие дрова).  Находим таковое в сотне метров. Перебираемся через ручей и начинаем обустраивать лагерь. Сейчас 16 часов. Вытаптываем место под палатку. Заваливаем сухую сосну. Сосна небольшая- метров 15 в высоту и Dmax=40см. Кирилл подсчитал кольца на срезе. Их оказалось 180! Расчищаем площадку для костра. Выкладываем вокруг нее стенку из снежных блоков. Вдесятером мы обустроили великолепный лагерь. И все благодаря участию всех без исключения бойцов группы. На ужин сварили 2 кг макарон, это оказалось смертельной дозой для десятерых. В результате половина ребят улеглась спать в десять часов с раздутыми животами. Оставшиеся дождались северного сияния.  Последним улегся Кирилл. Ему повезло, он наблюдал трехцветное сияние, крайне редкое для этого времени года. Утром с восторгом поделился своим впечатлением.

27.03

Вот пришел последний походный день. До Имандры, откуда у нас поезд, километров десять. И торопиться нам абсолютно некуда. И вот, позавтракав, Коля, Кирилл и я забрались на ближайший хребетик, возвышающийся над лагерем на 70-80м. Если внизу царство снегов, то наверху совершенно другая картина Ц разноцветный мох, ягель, пятнистые камни, голубое небо. Эдакий японский садик с хибинским уклоном. Вместо сакуры Ц заполярная береза Ц маленькая , но по своему прекрасная. Те места, которые покрыты снегом, расписаны заячьими следами. Причем зайцы тут не скачут, а ходят пешком. Видимо врагов тут у них не много.  Сверху видно озеро Имандра, станция Нефилиновые Пески (мы наблюдаем, как расходится пассажирский поезд и товарняк на этой станции Ц до этой станции и за ней Ц однопутка), ущелье Мертвых и каньон, над которым мы стоим. Фотографируем, но вряд ли это способно запечатлеть все красоты.

Вернувшись в лагерь, скушали по второй порции гречки. А для Коли это были 3-я  и 4-я порции. Никуда не спеша, собираемся и в половине первого выходим на последний рубеж. Идем через ущелье Аку-Аку в сторону р.Гольцовка. Вспоминая книгу Тура Хейердала об острове Пасхи, ищу по сторонам профили каменных исполинов. Идем красивым каньоном около 4 километров длинной. Зрелище вокруг потрясающее и  несколько  устрашающее.  Почти  отвесные скалы покрыты трещинами. Чувство опасности борется с чувствами вызванными красотами природы. Забираемся на верхнюю точку ущелья (450м) Ц дальше будет 2,5 километра спуска, причем потеря высоты 260м. Пока перед нами крутой спуск. Лыжи несут с сумасшедшей скоростью, да еще рюкзаки мешают удержать равновесие. И вот, нападавшись всласть,  некоторые снимают лыжи и продолжают спуск пешком.

Все сложности позади. Впереди пологий спуск до р.Гольцовка. Можно становиться на лыжи. В долине Гольцовки перекусываем. И по великолепной лыжне, бегущей по речке, идем к Имандре. Окружающий пейзаж оживляют промоины в реке обросшие великолепными кристаллами льда.

В шесть часов мы приходим на станцию. До поезда шесть часов, а на станции зала ожидания давно нет. Магазин закрыли в пять часов. На перроне толкутся  подмерзшие туристы. Во всем поселке мы встретили только одного живого местного жителя. Но удача как будто преследует нас. На платформе мы встречаем Супер-Машку и Максов. Они говорят нам, что через несколько минут подойдет лкукушка╗ до Апатит. (Эту лкукушку╗ они уже ждут три часа, а она опаздывает).  И вот мы на вокзале в Апатитах. Тут два ларька и буфет, и жизнь соответственно кипит вокруг этих мест.

28.03

Едем в поезде, кушаем городскую пищу вперемешку с баранками и сухофруктами оставшимися с похода. Ночью перевели часы на летнее время. Ну и хрен с ними! Мы этого и не заметили. Поезд нагнал этот час. За окном настоящая лРусская зимушка-зима╗, хотя мы едем на юг  уже 13 часов.

Станция лСегежа╗ Ц за окном видна носильщица Ц у нее вместо телеги на колесах Ц сани из толстых труб и досок. Она толкает ее по занесенному снегом перрону. Вот везут в коляске ребеночка, но у  коляски вместо колес - полозья.

Днем провели анкетирование на тему самый-самый. А вечером Ц лпоглаживание╗ (Мы сидим кружком. У одного из нас в руке   игрушка. Он говорит, чем ему понравился или не понравился поход, а за тем каждый говорит о том, что ему особенно понравилось в этом человеке. Когда все высказались, человек передает игрушку следующему и т.д.)

29.03

Кириллу приснилось, что я приготовил завтрак и устроил подъем. Вот он лежит и ругается, но все же решает вставать. Но вокруг все спят.

За окошком солнечное утро.  Еду и гляжу в окно. Если до Бологого за окном снега и есть еще надежда покататься на лыжах, то за Тверью эти иллюзии полностью рассеиваются. Снег лежит только серыми пятнами.

Осталось только умыться, позавтракать и в 1220 вылезти на Ленинградском вокзале и бегом, бегом по московским делам. Сергеич уже не выдержал и теребит мобильник, но тот не очень то поддается.

Вот и Москва. Встретимся на гусятнике. До новых встреч и до новых походов!

Первая страничка с фотографиями.....

Вторая страничка с фотографиями....