Главная   Дневники А.М.  Велопоходы Водные пох-ды  Лыжные пох-ды  Походы вых.дня  Другие пути-я

лПО  СЕДОМУ  УРАЛУ╗

(Южный Урал. Январь 2004г.)

Участники: Мордвинцев Кирилл (руководитель), Пучков Илья (трезвое лицо компании), Митрофанов Андрей (автор), Коробкин Дима (тинейджер).

* пятым должен был пойти Митрофанов Коля (еще один тинейджер), но не вовремя приболел.

1 января

В 1957 загрузились в поезд Москва-Челябинск. Нашей попутчицей оказалась очень кампанейская молодка Лика с дочкой Кариной. Все началось просто замечательно, весело и достойно. Ну а кончилосьЕЕ   Вы уже наверно догадались как!? Утром нас обсудил весь вагон...

2 января

Весь день вели себя прилично. Спали. Пили чай (много раз). Разгадали кучу сканвордов и еще каких-то шарад. Так как день прошел пассивно, то долго не могли уснуть. Лежали, болтали с соседями, выходили дышать на остановках (в вагоне +26 и воздуха крайне мало). Наш попутчик, у которого детство прошло на Урале, рассказывал, как зимой дети проверяли температуру на улице. лВыходишь на крыльцо и плюешь. Если слышишь, как слюна стукнула о лед, значит, в школу идти не надо, значит мороз за Ц30╗.

3 января

Выгрузились в Усть-Катаве (6  по московскому времени или  8   - по местному). В здании железнодорожного вокзала находится и автовокзал. Заходим и пробуем узнать, как нам добраться до Верхнего Катава. Как, как Ц никак!! Только через Катав-Ивановский. Туда ходят три автобуса в день. Нам повезло Ц ближайший автобус в 10 часов.

В кассе, когда покупали билеты, нам сказали, что от Катав-Ивановска до Верхнего Катава автобус ходит каждый час. Ну, мы дураки и поверили.

Итак, забрались в автобус и не торопясь, поехали в Катав-Ивановский (30 км преодолели за час). По дороге спрашиваем кондукторшу, где нам удобнее вылезти, чтобы пересесть на автобус до Верхнего Катава? Она говорит Ц лВ центре╗. И вот выгрузились мы в этом самом лцентре╗. Спрашиваем местных жителей Ц лгде наш автобус?╗.  Ну,   нам   популярно   объясняют, что автобус можно найти только на автовокзале, который находится в 200 м от этого лблин-центра╗. Идем на автовокзал и узнаем там, что до Верхнего Катава автобусы ходят не каждый час, а только три раза в неделю. Сегодня автобуса не будет!

Договорились за 300 рублей и впихнулись в видавшую виды лчетверку╗ (4-я модель жигулей). 20 километров по ледяной и крайне неровной дороги заняли еще час времени. Зато по дороге от водителя узнали много про местное житье  бытье. Что два единственных завода в городе сейчас не работают. Но надежда все же у жителей есть, так как заводы со всеми долгами выкупила московская команда (по слухам  жена Лужкова). Сейчас потихоньку возвращают рабочим долги по зарплате. И в скором времени собираются пустить цементный завод. Завод этот выпускал цемент высочайшей марки из местного камня и кое-каких привозных материалов. Пока заводы стояли, жители, чтобы не умереть с голоду, повыкапывали из-под земли все брошенное в советское время лжелезо╗ (цветные металлы и даже черные) и сдали это в металлолом.

Нас высадили прямо у лыжни. Перед нами, по словам водителя, идет группа из Уфы Ц 2 девушки и парень. (Мы их догоним только в Усть-Катаве. Когда мы покупали билеты на поезд в Москву, они стояли с нами в очереди. Там мы и познакомились).

Погода стоит шикарная Ц8, солнце, безветрие, снег сверкает. Чудеса Ц вокруг горы, а впереди уже проторенная лыжня. Не торопясь, с частыми перекурами прокатились 5 часов в направлении лБольшого Шелома╗. Не дожидаясь сумерек, встали на понравившемся месте. Вечером морозец Ц12. Луна светит так, что, отойдя от костра подальше, фонариком пользоваться и не надо. Вечером гуляли и заодно искали подходы к лБольшому Шелому╗.

4 января

С утра  - 14. Но ночью никто не замерз. Встали в 6, проспав около 8 часов. Собираемся  и позавтракав отправляемся на штурм лБольшого Шелома╗ (1460м). Через 300 м от лагеря закапываем наши пожитки в снег и лналегке╗ движемся вверх. Поднимались без лыж около 6 часов. Но силенок не хватило. Последний час поднимались только Дима и я, а Кирилл и Илья остановились на длительный перекур. Мы уже добрались до высоты, где нет деревьев, и вдруг обнаруживаем, что идем по макушкам пихт. Снег согнул их в дугу и полностью скрыл от нас. Сколько осталось до  вершины,  совершенно  не   понятно.  Мы     выбираем    верхний ориентир, добираемся до него, ну а за ним лснова-здорово╗ Цподъем! Чтобы не спускаться в темноте (это было бы слишком опасно, так как половина дороги идет по курумникам*), повернули, не взяв вершину. Но все же всем нам удалось полюбоваться видами с преобладающей над этим районом высоты. Виды фантастические. Внизу раскинулся лСедой Урал╗. Видны Верхний Катав и телевышка Катав-Ивановска, а кругом горы и горы.

курумники Ц место, где прошел обвал, все сплошь заваленое огромными обломками скал.

на подъеме двое часов (жидкокристаллических) замерзли, а мои вообще затерялись в снегах.  И вот мы остались без лвремени╗. Дальше мы будем ориентироваться во времени только по солнцу, луне и компасу.

идти вверх без лыж  было ошибкой. Ноги проваливаются в снег по самый лпояс╗. Шли след в след, иначе нельзя. Устали Ц страшно.

Дорога назад заняла еще 2 с лишним часа. Откопав свои вещички, вернулись на вчерашнюю стоянку, где с аппетитом покушали.

Вечером прогулялся до р.Катав (в 2км от лагеря). Погода шикарная Ц яркая луна, звезды и тишина, только снег скрипит.

5 января

Утром встал самый первый. Полночи меня пытались раздавить о стойку  и выдавить мои останки из палатки.  Измучившись, встал, вскипятил чайку и разбудил остальных. Ну а они разоспались. Вышли около 11 , судя по солнцу. Погода в этот день Ц6, -8 , сыпет снег, небольшая облачность, снег рыхлый.

Вскоре подошли к границе Башкирии, а так же Южно-Уральского заповедника. На границе Ц избушка. Из нее вышел молодой башкирец и притормозил нас. (Короче проход в заповедник стоит 52 рубля с носа. Но у нас и таких денег не нашлось. Так что расплатились колбасой и мелочью). Идем дальше по дороге с лыжней. Но в урочище Двойниши дорога (снега на дороге по колено) ушла налево , а лыжня на юг. Решили идти по лыжне. Пропилив часа 3 по лесу , мы поняли,  что забрели совсем не туда. Вернулись к урочищу Третья Поляна и оттуда по лесной дороге попытались пробиться к более наезженному пути. За 1,5 часа мы так заЕ..сь, что с большим трудом устроили среди темного леса лагерь. Развели большой пионерский костер и сидим вокруг него, пьем чай.

Температура на поляне у костра поднялась выше нуля. В результате валенки, в которых мы живем на стоянках, подмокли.

Вечером сходил на разведку. В 100 метрах от лагеря нашел ту развилку, куда мы с таким трудом пробивались. Дорога Ц широченная, но снега на ней по пояс. Ну ее в пень! Вечером, посовещавшись, решили изменить маршрут. Вернуться к урочищу Двойниши и попробовать штурмовать хребет Нары.

В этот вечер и последующие готовил общую постельку лично, никому не доверяя это тонкое дело.

6 января

Часов ни у кого не осталось. Так что встали, когда в палатке стало светло. Да и то спорили Ц лА может это луна так светит?╗

Хочу сделать небольшое отступление, что бы рассказать, как мы ориентировались во времени. Итак, солнце появляется на небе в 8-30. Примерно в 14 часов солнце на юге. В 16 часов солнце скрывается. В 17-30 Ц темнота. В 18 часов появляется луна и, описав дугу по небосводу с востока на запад, скрывается в 7 утра. Дальше потихоньку начинает светать. Таким образом, если небо чистое, то узнать время можно с точностью до получаса.

Позавтракав и собравшись, трогаемся в путь. Очень быстро, так как лыжня в основном идет под уклон, добрались до урочища Двойниши. Перебрались по охотничьей лыжне через р.Катав и отойдя метров на 500 от берега решили обосновать здесь временное поселение. Погода ясная, безветренная, -12, -14 гр.

Перекусили. И оставив Кирилла обустраивать лагерь, пошли тропить лыжню на хребет Нары, у подножия которого мы остановились. Мы тропим для того, что бы завтра все же добраться до вершины. Судя по солнцу еще рано готовить ужин, так что самое время лразмяться╗. За 2 часа на лыжах мы очень прилично поднялись. До вершины осталось около 100 метров (имеется виду по вертикали).

Лыжня получилась очень замысловатой (петляющая синусоида), зато достаточно пологой. С чувством выполненного долга возвращаемся. Получили большое удовольствие от спуска. Вернувшись, мы увидели шикарно оборудованный бивак. Площадка под костер 5 х 5 метров расчищена от снега. Под палатку вытоптана площадка не меньших размеров. И вот сидим и  балдеем от этих комфортных условий.  После ужина выпиваем нормативное ведро чая, сушим обувку, болтаем.

7 января

Вчера легли рано. Ночью просыпаюсь, сна ни в одном глазу. Слышу Кирилл выбрался из палатки и снова в нее залез. Я спрашиваю Ц лНу как там луна?

-         лВ зените!╗

Все ясно, значит надо уснуть. Через несколько часов снова слышу, как Кирилл заворочался и, чертыхаясь, полез наружу. Он, как и я выспался. Встали, судя по луне около 5 часов. Надулись чаю, приготовили завтрак.

После завтрака, бросив лагерь на произвол судьбы, полезли на хребет Нары. Без особых приключений забрались на него, не снимая лыж. Пробовали штурмовать на лыжах наибольшую его вершину (1067м), но все же метров 30 до верха так и не добрались. Склон стал слишком опасен и крут. И вот на хребте устроили перекус, пофотографировали окрестности и покатились вниз к лагерю.  По дороге много падали. Так как с утра мороз Ц18, лыжи скользят страшно. Вернулись в лагерь, вскипятили чайку, попили и, собравшись, двинулись к деревне Верхней  Катав.

По дороге проезжали избушку егеря (сторож заповедника). Мы пробуем проехать мимо, но не тут то было. Выскакивает егерь (тот , который нас пропускал Ц сменился) и останавливает нас. Долго грузит и в итоге получает наш неприкосновенный запас (чакушку водки, которую Кирилл протаскал целую неделю). Идем дальше. Нас догоняет Кирилл и рассказывает, что егерь сказал Ц лавтобус из Верхнего Катава уходит в половине седьмого╗. А сейчас три часа. И вот на хорошей скорости за три часа мы пробегаем такое расстояние , которое мы проходили за 6 часов в первые дни. Прибежав в Верхний Катав уже в темноте , узнаем , что автобус будет в пятницу вечером ( то есть через двое суток). Значит опять местные шуточки.

До Катава-Ивановска 20 с лишним километров. Так что решаем заночевать в лесу по дороге к городу. Но вот проходим километр, второй, третий, а места для ночлега все нет. Ну наконец к 8 вечера находим местечко прямо на берегу р.Катав.

8 января

Проснулись поздно Ц уже давно рассвело. В палатке положительная температура и естественно все промерзшие спальники стали влажные. На улице Ц6 гр. Ц это тепло. Позавтракав (0,5 кг вермишели, 2 банки тушенки и 4 литра чая с халвой   и  печеньем)  пошли  в   Катав-Ивановский.   Шли   быстро, только один короткий отдых. И вот мы на автобусной станции. Оказалось, что наш автобус ушел в 1520 (десять минут назад). Обидно, досадно, но ладно. Следующий отходит в 1850 . Прогулялись по городу заглядывая во все магазины. Кирилл купил часы за 25 рублей. Наконец-то мы знаем точное время. И вот сидим на теплой  автостанции сытые и разомлевшие.

От Катав-Ивановска до Усть-Катава долетели за 45 минут. Дорога все время под уклон и автобус летит по обледенелой дороге со страшной скоростью. От страха сон у нас как рукой сняло.

На вокзале в Усть-Катаве без проблем купили билеты на ночной поезд Челябинск-Москва. Сидим в зале ожидания и дуемся в преферанс.

9 января

Едем в поезде. Ведем себя тихо и скромно. Видимо нагулялись. Жара нас почти не раздражает. Мы уже полностью согласны с поговоркой лПар костей не ломит╗. Вот и заканчиваю летопись зимнего похода на Южный Урал. Впереди еще сутки езды и я надеюсь, что ничего страшного за это время не произойдет. Потратим эту часть жизни на сон, туалет, еду, кроссворды и преферанс.

С нами в купе едет челябинец Константин. Рассказывает о своих походах по Уралу и Байкалу. Взяли его электронный адрес. Константин организовывал в Челябинске турнир по преферансу, однако это не помешало ему проиграть все три пульки сыгранные с нами.

Еще с нами едет девушка Света из Златоуста, которая облагораживает нашу мужскую кампанию. И лв конец╗ очаровала Димку.

10 января

В 14 часов нас встречает Казанский вокзал . Ну а мы расходимся на все четыре стороны.

До новых встреч, ребята!

остальные фотографии .....

и еше несколько фотографий .....