Главная   Дневники А.М.  Велопоходы Водные пох-ды  Лыжные пох-ды  Походы вых.дня  Другие пути-я

"В   ГОСТЯХ   У   ЗУБРОВ"  11-13 декабря 2004г. Москва-Таруса-Серпухов-Данки-Москва.

Идея пойти в поход 11-13 декабря родилась давно. Под вопросом был лишь маршрут. Но Сергеич собрался на зимние каникулы устроить детский зимний лагерь. Обзвонив несколько мест, он остановил свой выбор на турбазе Елочка на берегу Оки рядом с городом Таруса. Так что решили сходить на денек туда на разведку, а затем рвануть под Серпухов в Приокский террасный биосферный заповедник.

11 декабря.

В кромешной тьме звонит будильник. О боже! Неужели надо вставать!? Любимый кабачек в Тарусе (Правда в этот поход мы к нему только приглядывались. Зато потом....)

В 9 часов встретились на  Теплом Стане. Нас девять человек. Морохов Сергей Сергеевич, Симонов Петр Юрьевич, Кирилл Мордвинцев и Света Амелина, Верик Алена и Наташа, Катя Гусарова, Дима Коробкин и я (Андрей Митрофанов).

На автобусе отправляемся в Тарусу. Автобус это раздолбанный ЛИАЗ, и мы в нем чуть не угорели за 2 с лишним часа пути. Позже мы выяснили, что до Тарусы легче доехать на электричке до Серпухова, а затем на автобусе. Это в два раза дешевле и приятнее.

В Тарусе почему-то решили перекусить прямо на площади у автостанции. Хотя это можно было сделать на берегу Оки в 300-х метрах от площади.

В конце концов, взвалив на себя рюкзаки выходим в сторону турбазы. Впереди Катя, а за ней Дима и я. Остальные почему то еле ползут. Через пару километров мы встретили тетечку на лыжах и с двумя собаками. Собаки поначалу нагавкали на нас, но потом подошли и извинились. Мы решили остановиться и подождать отставших лыжников и заодно поболтать с местной жительницей. Дама рассказала нам, что она работает в п/л по соседству с турбазой Елочка. Предупредила нас, что водку, которую будут предлагать в Елочке пить нельзя. Уже было несколько случаев отравления среди пионеров.  Обсудили с ней современных детишек. Она была приятно удивлена нашими  ребятами, которые променяли телевизор и теплую кровать на лыжи  и спальничек.

Так и не дождавшись ребят, идем дальше. За эти десять минут отдыха мы здорово остыли. Проходим еще парочку  километров и снова останавливаемся. Перед нами великолепная зимняя картина. Берега Оки, сквозь облака проглядывает синее небо, позади нас сосновый бор. Я начинаю волноваться за отставших. Но ребята через десять минут начинают рваться вперед. Еще пять минут мне удается их удержать, а больше нет.

Скоро мы дошли до турбазы. Нас тут особенно не ждут. Да, что-то они припоминают. Звонил кто-то насчет зимнего детского лагеря. Значит это та турбаза. И то хорошо. Оставив вещи, прогулялись по окрестностям. К реке ведет крутая лестница. На базе большая баня, бильярд (который они почему-то обозвали биллиардом), много отдельных домиков на четыре человека. Вокруг базы пионерские лагеря.Петя, Алена и Сергеич

Наконец решаем идти навстречу отставшим товарищам. В километре от Елочки встретили их. Оказалось, что Сергеич забыл на автостанции гитару и бегал за ней. Гитару он не застал, она куда-то ушла.  А вот Петр Юрьевич, таща два рюкзака, свой и Сергеича совсем выбился из сил.

Итак, время четвертый час. Баня на сегодня занята. Нам предлагают попариться утром. Да, но тогда мы бог знает, когда доберемся в приокский заповедник. Если вообще доберемся. В результате Света и Кирилл остаются в Елочке. Свете очень захотелось попариться, а Кириллу в понедельник нужно на работу. А мы движемся в сторону Тарусы, чтобы найти место для ночлега. Находим его у п/л Звездный в сосновом бору.

Время начало шестого. Лагерь разбиваем уже в темноте. Мы с Катей отправились за водой к Оке. Река оказалась в километре от нашего пристанища. Посреди река не замерзла. Но как же до нее добраться? У самого берега проталина. Счистив снег можно зачерпывать из нее по чашке воды за раз. Таким непростым способом набрали воды. Пришли в лагерь, а костер еле тлеет.

Но очень скоро жизнь налаживается. Мы сидим у шикарного костра. Едим макароны с тушенкой, запиваем их водкой. Не жизнь, а малина. Мы совершенно не жалеем, что не остались в Елочке. Чувствуется, что собралась команда или даже семья. Мы сидим среди темного леса у костра. Нам никуда друг от друга не деться. Да нам и не хочется. Пусть мы не так долго знакомы. Но,  сходив несколько раз в поход с человеком, ты его узнаешь гораздо лучше, чем сослуживца или одноклассника за несколько лет. Это оттого, что в походе человек такой, какой он есть на самом деле.

Наговорившись и напевшись песен, ложимся спать.

12 декабря.

Может, спалось нам  не так комфортно как дома, но худо-бедно, а десять часов мы проспали. Встали в 8 утра. Как мы не торопились, в Тарусу  попали лишь  в одиннадцать часов. Запаслись Калужской водкой, так понравившейся нам накануне. У автостанции чебуречная и мясная лавка. Над ними металлическая скульптура мужик с девкой на осле, а под ними надпись смысл в еде.Дима Коробкин

Через полчаса выехали в Серпухов, а там отсидевшись час на теплом железнодорожном вокзале, сели в автобус до Данков.

Данки это большой поселок, расположенный на границе заповедника. Всюду висят знаки Вход в заповедник запрещен. Но мы все же входим в лес по ведущей туда лыжне. Отойдя метров 200 от дороги, остановились обсудить сложившуюся ситуацию. Здесь нас запросто найдут лесники, оштрафуют и выгонят. Тогда Сергеич и Петр Юрьевич отправляются в экскурсионное бюро заповедника на разведку. А мы остаемся в лесу ждать их. За этот час мы несколько раз проехали по чудесной лыжне пересекающей заповедник. Но далеко от рюкзаков не отъезжали. Лес вокруг действительно необычный. Густой и здоровый. И все время ждешь, что из-за дерева вот-вот покажется зверюга.Наташа Верик

Наконец появились Петр Юрьевич с Сергеем. Они рассказывают нам, что можно отойти около километра от места, где мы находимся и у границы заповедника заночевать. А утром сходить на экскурсию к зубрам. Сказано, сделано.

Пришли мы на место стоянки довольно рано. В лагере остались П.Ю. и Катя, а остальные пошли на лыжах в заповедник. Здесь тоже есть готовая лыжня. Вернулись через час обратно. По дороге нас встретил П.Ю. с пилой на перевес. Он нашел сушину метрах в 200 от места стоянки. Сушина - это стоящее сухое дерево, желательно сосна или ель. Мы с Сергеечем остаемся помочь Петру.

И вот дрова запасены, костер горит, палатку установили. Вода в канах закипает. Самое время просушить обувку.

Вечер проводим с песнями. Вы не подумайте, песни мы поем не только когда водки натрескаемся. Просто, находясь в таких местах и в такой компании, очень часто петь хочется.

13 декабря.Катя Гусарова

Утром встали с Катей в шесть часов. И через полчаса уже будим ребят на завтрак. Обычно в походах роль повара выполняю я (как самый голодный). Но когда с нами Катя она мягко отстраняет меня в сторону. И мне остается лишь следить за костром. Хочется отметить, что у нее все получается вкуснее.

Позавтракав и собрав барахлишко, идем на встречу с зубрами. Экскурсию проводит очень милая дама. Она работает не только экскурсоводом, но и ведет метеорологические и экологические наблюдения, а еще  торгует сувенирами. Очень интересно рассказывает о лесе нас окружающем.  Оказывается, мы находимся на стыке южной тайги и смешанного леса. Именно в таких местах животный и растительный мир особенно богат. Приокский заповедник один из самых маленьких. Всего  квадратных километров. На небольшой его части разводят зубров, а на остальной изучают лес.

Но вот мы видим зубров. Очень симпатичные и спокойные звери. Они не приручаются и лишь позволяют себя подкармливать. К сожалению, обойтись без помощи людей они не могут. Это лесные животные. И им необходима значительно большая площадь леса. Здесь, в заповеднике каждая семья отделена от других заборами. Весь процесс размножения находится под контролем. Идет обмен между иностранными заповедниками. Каждый зубр имеет свою родословную для того, чтобы не допустить близкородственных связей. Представьте себе в 1948г. было всего 59 зубров в мире. А сейчас их уже 3500. Но как только человек перестанет руководить процессом размножения, зубры начнут вырождаться.

Чтобы легче было проследить родословную зубра, его имя должно быть единственным и неповторимым, а еще оно должно начинаться на определенные буквы. В каждом заповеднике они свои. Местных зубров зовут : Мур-Мур, Муркиз, Мурка, Мурседес и т.д.Покидаем место ночлега

Зубр ровесник мамонтов. Он живет на земле более миллиона лет. Уже в IX веке убийство зубра каралось смертью. Охота на него была привелегией царей. Последнего зубра в нашей стране съели белорусские партизаны. А сохранил их, как не странно, Гитлер. Так вот зубр это красавец в тонну и более весом. Высотой два метра и длинной 3-3,5 м. У каждого самца три четыре жены с детенышами. Такой семьей они постоянно живут. Среди жен идет постоянная борьба за место любимой жены.

Когда животное теряет способность размножаться, оно уходит из семьи. В заповеднике имеется пенсионерская зона, где о таких животных  заботятся до самой смерти. После смерти из головы животного делается чучело, которое продается. Дело в том, что наше родное государство не выделяет ни копейки на корм животным. И заповедник вынужден выкручиваться самостоятельно. Очень приветствуется спонсорская помощь. Ведь прокормить одного зубра  в год стоит 40 000 рублей. А их тут сотни.Бежим на встречу к зубрам

После экскурсии к зубрам нас привели в музей заповедника и рассказали о других его обитателях. Здесь водятся лисы, волки, лоси, зайцы, кабаны, ласки, бобры, выдры, енотовидные собаки, множество птиц.  Очень интересная деталь в заповеднике нельзя убирать упавшие деревья. Это может нарушить баланс в природе. Ведь упавшее дерево служит домом и кормом огромному количеству живых существ, которые в свою очередь тоже являются чьим-то кормом. И вообще цель заповедника охранять природу, а не вмешиваться в нее.

После экскурсии возвратились в экскурсионное бюро, накупили сувениров, посидели в кафе. Поели их грибного супчика с нашими колбасой, чаем и сухофруктами. До автобуса больше часа. Ребята остались в кафе, а я рванулся в лес на лыжах. Пока бегу вдоль леса, наслаждаюсь видами. Но вот зашел в лес, и сразу становиться немного не по себе. Ведь, как нам только что стало известно, по технике безопасности одному в заповедник заходить нельзя. Можно только с лесником или с собакой, желательно большой. Тут были случаи нападения кабанов на людей. И вот я уже не бегу, а крадусь вперед. Все чаще смотрю на часы, не пора ли возвращаться. Двухмесячный зубренок

Назад двигаюсь иначе. По лесу бегом, а вдоль леса не спеша.

Автобус довез нас в Серпухов. До электрички  час. Расположились на вокзале. Здесь очень уютно. Всюду цветочки, чистенько и просторно. На вокзале нет буфета, и ресторан закрыт. На улице купили булочек, ватрушек и на редкость гадостного чая.

Дождались электричку, но там нет свободных мест. Решаем ехать на следующей. Меньше чем за два часа она привезла нас на Курский вокзал.

Все остались довольны походом. Действительно столько впечатлений человек редко получает за столь короткий срок. Именно поэтому я уже не могу обходиться без походов. Жажда впечатлений толкает миллионы людей в дорогу. Спасибо Вам ребята за компанию. Каждый из вас чем-то своим, особенным украсил этот поход.