Главная   Дневники А.М.  Велопоходы Водные пох-ды  Лыжные пох-ды  Походы вых.дня  Другие пути-я

Лыжные каникулы.

01-08 января 2005г. Акри-Серпухов-Таруса-Лодыжино. (фотографии не очень удачные. Их делали на плёночном фотоаппарате. А потом я их переснял на цифровой)

поход начался  Приокский террасный заповедник. (В гостях у зубров). Идём мы с Димкой на лыжах (до Нового года осталось пара недель) и рассуждаем, куда бы в каникулы податься. Время-то упущено. Никто с нами в Кандалакшу так и не собрался. А в зимнем лагере нам уже скучновато. Ну, я и предлагаю на каникулы по Оке на лыжах пробежать. Только нам третий нужен в могилу для тепла. Желательно девушка. Понял, говорит Димка. Минут через десять спрашивает меня: - Как думаешь, Наташка подойдёт? А она, что согласна? Да, согласна. А то чего бы я говорил?
   Вечером сидим у костра, и Наташа сообщает маме о своих планах на каникулы. Алёна, мягко говоря, в шоке. Минутная пауза. Петр Юрьевич, может быть тоже пойдём? Давай. И Клаву возьмём.
   Вот так и родилась наша команда.

1 января.
  Первого января с утра начались звонки. Все решили проверить, помню ли я, где и когда мы встречаемся. Я то помню! У пригородных касс платформы Коломенская.
  Мы с Димой встретились на Тверской. И первыми добрались до места встречи. Дима быстренько метнулся за пивом. Ждать с пивом как-то веселее, чем без него. Скоро приехали Алена и Наташа, а вот Петра Юрьевича с Клавой всё нет и нет. В результате одну электричку мы пропустили. Зато теперь все в сборе. А до следующей электрички ещё целый час. Чё делать-то? Мы с Димой сходили в магазин и взяли в дорожку кагора и портвейна.
   В электричке вели себя просто безобразно. Пили вино, кричали песни, приставали к пассажирам. А когда доехали до Акри, то на лыжах могли стоять только наши девушки. Я сделал попытку проехаться, но завалился в сугроб через пять метров. Еле-еле снял лыжи.Дима Корбкин
   Отошли от станции метров триста. Перед нами первое серьёзное препятствие - ручей. Трезвому, перебраться не проблема, а нам было довольно сложно. Дима не удержался и....завалился прямо в ручей. А на улице морозец - минус три. К нам подъехал местный лыжник и, видя наше плачевное состояние, предложил свою помощь.
   Мы углубились ещё метров на триста в лес. Мужики разбрелись в поисках сухих дров, а девчата установили палатку.
Помимо того, что мы неадекватны, на улице темнотища. Все найденные дрова гореть отказываются. Даже помощь трезвого дядечки не спасла. Промучившись час, решаем обойтись без костра. Забираемся в палатку и тут же засыпаем.
   Через какое-то время проснулись. Смотрю на часы и не верю своим глазам: 20-30. Дима вылез наружу и вернулся с пирожками. Поели и снова попробовали заснуть.
  В пять утра встали втроем, с Димой и Наташей. Я сходил к ручью за водой. Сразу жить стало легче. Больше часа пробуем развести костёр. Пока машешь пенкой, огонь горит. Как только перестаешь - всё моментально тухнет. Промучившись, плюнули на это неблагодарное дело и снова забрались в спальник.
* Все наши неудачи с костром мы списали на погодные условия. Дело в том, что накануне (целый день, а может и не один) шёл дождь, а к вечеру подморозило. Все деревья покрылись тонким слоем льда.

2 января.
  Утром поели "бабушкиных" пирогов, запили их холодной водичкой и стали сворачивать лагерь. И тут выясняется, что у Наташи, во время вчерашней чехарды потерялась дужка крепления. Пробуем её найти, но....тщетно.
  Мы пресекаем попытку Наташи закончить поход, даже не начав его толком: "Значит, будем учиться ездить с незакрепленной лыжей".
Выходим в девять и к двенадцати мы уже на Оке. По пути не обошлось без приключений. Алёна и Петя, чуть отстав от нас, в деревне Лужники куда-то не туда свернули. Целых полчаса бегаем по деревне в поисках друг друга.
   Но вот мы выходим на Оку. Здесь уж не потеряешься. Идём медленно. Пётр Юрьевич поменялся с Наташей лыжами и тащит их пешком. Ехать на них у него не получается. Через некоторое время чувствуем, что для первого дня достаточно. И вот в начале третьего, увидели красивый берег, неподалёку от Малюшиной Дачи. Сворачиваем к нему.
   Редкий сосновый лес на пригорке. Здесь явно ступала нога человека. Костровище обложено кирпичами. Вокруг "пентагон" из брёвен.
   Скоро нашли сушину. Пока валили её, познакомились с охотником и его лайкой. Охотник предупреждает нас, что тут водится куча лис. Он сегодня насчитал девять штук. Четыре из них больные, вполне возможно, что бешеные.
   Наконец мы сидим у отличного костра, сушимся, греемся, готовим еду, чай и глинтвейн. После распеваем песни.
   Сегодня было трудно поставить палатку. Снега на нашем бугре почти нет. Земля промерзшая, и палки в неё не втыкаются. Пришлось вместо колышков использовать два бревна. В результате мы с Петей оказываемся на всю ночь прижатыми к ним.
   Ночь прошла беспокойно. Ветер шуршит палаткой, а ты ждёшь нападения бешеной лисы. К тому же тебя пробуют насадить на сучёк твои же товарищи.
* Спим мы вшестером в четырёхместной палатке, забравшись в две "могилы". "Могила" - это два сшитых зимних спальника. В ней помещаются трое нетолстых человек. И уж если ты туда втиснулся, то тут уж никакой мороз не страшен. В Хибинах мы в таких же могилках отлично спали при морозе под тридцать градусов. Просто когда мороз очень сильный, нужно ещё голову курткой накрыть, чтобы тёплый воздух из могилки не выходил.

3 января.
 - Петя, отвернись!    - А я не смотрю. Позавтракав и собравшись, отправляемся в путь. Сегодня я иду на Наташиных лыжах. Первые два часа отстаю и страшно матерюсь, когда теряю лыжу. А это происходит довольно часто. Но, в конце концов, приноравливаюсь. С раздражением помогает справиться песня. Идёшь и поёшь какую-нибудь заунывную типа "Дубинушки".
   Погода сегодня совсем не зимняя. Оттепель. В лыжных ботинках хлюпает вода. Мы идём гуськом по мокрой лыжне. Обходим промоины. А их тут много! Вдруг, когда мы были прямо посреди реки, Наташа провалилась одной ногой под лёд! Слава Богу, она быстро среагировала. Легла на спину, широко раскинула руки. Лежит, не паникует. А мы как можно быстрее вызволяем её и бежим к берегу переодеваться.
    После ТАКОГО идём гораздо осторожнее. Стараемся, где это возможно, идти по берегу. Но многочисленные ручьи и впадающие притоки сильно мешают этому. Так что нам даже приходится несколько раз пересекать Оку с берега на берег.
   Ходовой день вышел сегодня очень удачным. Мы прошли около тридцати километров и остановились за деревней Лужки, неподалёку от Приокского террасного заповедника. Далеко отойти от деревни не было сил. Зато рядом находится родник. А ночью наблюдали салют, который устроили метрах в двухстах от нас местные парубки.
   Сухую сосну или ель мы найти не смогли. Вернее смогли, но она была таких размеров, что мы бы просто померли, пиля её нашей цепью (пилой из коробочки). Зато нашли сухую осину. Никто мне не верил, что она будет гореть. Но она горела даже лучше, чем сосновые дрова. Видимо из-за отсутствия смол дым от осины менее едкий.
   Вечерняя программа не меняется. Сначала чай, чтобы согреться. Затем ужин и снова чай. Потом глинтвейн и песни. Отход ко сну.

4 января.
   Сегодня проспали. И вышли на маршрут лишь в десять тридцать. Идём вдоль берега Оки по капустным плантациям Серпухова. По реке вообще не пройдешь. Петляем как зайцы, обходя каналы с водой. К двенадцати часам мы на платформе Ока. Отсюда Клава поедет домой. У неё дела в Москве. И нам и ей жалко расставаться. Но жизнь то не кончается. Сходим ещё и не в один поход.
   С платформы видна река Нара, впадающая в Оку. Она не замёрзла. Мост через Нару где-то в центре Серпухова. Поэтому мы едем вместе с Клавой на электричке до Серпухова. А оттуда на автобусе пытаемся уехать в д.Дракино. Не так это просто. До Дракино ходят три автобуса в день. Быстренько переигрываем и едем на автобусе Серпухов-Протвино.
   Не доезжая Протвино, высаживаемся. И лесом, лесом, а затем полем, полем добираемся до Дракино. Там, подкупили продуктов. И отправились на поиски леса для ночлега. По автомобильному мосту пересекли р.Протва. Дальше вдоль Оки раскинулись необозримые капустные поля.
   Между прочим уже пятый час и скоро стемнеет. Вдали виден лес, и мы спешим к нему. Лыжню приходится тропить. А вдоль высокого берега лыжня получается двухуровневой. Одна нога выше другой на полметра. Очень неудобно.
   Лес, до которого мы наконец-то дошли, застроен турбазами. И вот мы бредём, бредём, а конца им всё нет и нет. В отчаянии, в кромешной тьме мы штурмуем высокий, крутой берег и находим маленький островок леса между д.Салтыково и турбазой Горняк.
Идёт снегопад. Темно. С трудом находим несколько жалких сухих ёлочек и сухой пень. На этих дровах готовим ужин.
Восемь вечера. Ложиться вроде бы рано, а дров уже нет. На сытый желудок и дрова искать веселее. Нашли несколько сухих ёлок. Так что дров хватило не только на вечерние посиделки, но и на готовку завтрака.
   В палатке сегодня просторно. Ведь нас осталось только пятеро в четырёхместной палаточке. А Клава сейчас наверно балдеет в своей кроватке.

Вот такие рассветы мы встречали 5 января.
   До Тарусы идём вдоль Оки по берегу. По дороге встретили стадо овец. Непривычное для Подмосковья зрелище. Хотя какое это Подмосковье? Мы уже давно в Калужской области.
   У дома отдыха Таруса поджидаем Алену и Петю. Алена неудачно съехала в карьер, что напротив д.Бёхово, и потянула ногу. А ведь нам ещё идти и идти. Сегодня мы планируем ночевать в турбазе Ёлочка. А для этого нужно сначала дойти до Тарусы (это около шести километров) и от города ещё около восьми километров до вожделенной Ёлочки.
Еды у нас совсем не осталось. Так что решаем пообедать в кафе у Тарусского автовокзала. Мы с Димкой бежим вперёд (я уже не замечаю, что на мне лыжа без крепления). И через час уже сидим в тепле и пьём пиво. Ждём, когда подадут горячее. Через пятнадцать минут появляется Наташа, а вскоре и Петя с Аленой.
   Плотно пообедали. Нечего сказать. Первые километры чувствуем некоторую неуверенность в ногах. Но я очень спешу. И, несмотря на Наташину лыжу, вырываюсь вперёд. Дело в том, что я надеюсь в Ёлочке встретить Веронику и Аню. За мной поспевает лишь Дима. Но вот лыжня впереди вся заметена метелью. Нужно тропить. За дело взялся Димка. При тропёжке скорость упала и скоро нас догнала Наташа.Место последней стоянки у турбазы "Горняк"
   В сумерках мы в Ёлочке. А Алены и Пети нет. Нет и Сергеича с детьми. Они всё ещё не вернулись с экскурсии в Приокский террасный заповедник. Нет и Анны Сергеевны. В Ёлочке только Татьяна Борисовна и пятеро ребят, которые уже бывали в заповеднике раньше.
   Нам удалось подзарядить Димкин телефон и связаться с Алёной. Они с Петей у пионерлагеря "Звёздный". Ну и отлично, значит скоро должны прийти.
   Долго, долго ждали мы Алену, Петра Юрьевича, Аню, Сергеича и детей. Но вот, наконец, прибежала Вероника, затем Анна Сергеевна, Сергеич с ребятами. А где же наши путешественники?! Из последнего телефонного разговора понятно только, что они где-то в лесу на какой то лыжне. Как потом выяснилось, это лыжня шла по кругу, и П.Ю. с Аленой лишь в одиннадцатом часу добрались до "Елочки". На пять часов позже нас. Где они потеряли нашу лыжню, осталось загадкой.
Дима с Наташей и мы с Аней устроились в отдельных домиках, а П.Ю. и Алена обосновались с Сергеичем и детьми в мансарде над баней.
   Спать хочется ужасно. Ведь у нас за время похода выработалась хорошая привычка ложиться в десять часов. Наконец-то высплюсь на отдельной кроватке, а не вповалку.

6 января.
   Утром бегал с детьми и Сергеичем на зарядку. После завтрака пошли кататься на лыжах нашей дружной пятеркой. Но идти со скоростью мирно беседующих Алены и П.Ю. мы с Димой не смогли. В итоге мы убежали от них. Нашли за Почуево великолепные горки и почти час По Тарусе с бубликами в зубахкатались с них. Возвращались в Елочку другим путем. Нашли два огромных оврага с небольшими реками и с честью их пересекли. Кое-как добрались до турбазы. Странно, но мы опять пришли первые. Скоро появились П.Ю. и Алена. А Наташи все нет. Пошли в сторону Тарусы встречать ее. С нами пошла Аня. Дошли до поворота на Почуево и разделились. Мы с Аней пошли в сторону Тарусы, а Дима, П.Ю. и несчастная мать Алена возвращаются в Елочку. Кто первый встретит Наталью, позвонит.
Наташа нашлась в Елочке. Оказывается, туда ведет не две дороги, как мы думали, а три. И Наташа выбрала зачем-то эту третью.
   Собрались вшестером только в три часа в полюбившемся нам кафе. А из Тарусы возвращались по темной дороге с пивом и песнями. Вернулись на турбазу около семи вечера. Ужин сегодня будет поздний, потому что у детей проводится робинзонада. Поэтому мы снова собрались, что бы хлопнуть по рюмочке.
   Не дождавшись ужина, заснул. И не мудрено. Сходить в Тарусу и обратно это восемнадцать километров. Покатались утром на лыжах это тоже около пятнадцати километров. Несколько литров пива плюс пара рюмок и вот итог.

7 января.
  С Рождеством Вас!
  Перед завтраком традиционная зарядка. Пробежка, игры с мячом, прыжки через Сергеича, а в заключение купание в снегу. Ну, это пожеланию. Я, например, с удовольствием искупался.
  Первые шаги по усадьбе Поленово После зарядки завтрак подгорелой овсянкой. Фу! В десять часов всей командой девятнадцать человек и Ферик выходим в культпоход в усадьбу Поленова. По дороге в Тарусе всем купили по бублику, а то овсянка за два часа ходьбы выветрилась. Нашли рыбацкую тропку через Оку. Переходить по ней было страшно. Представьте идете по раскисшему снегу, оставляя за собой мокрые следы. За тобой идут дети. Под тобой глубокая, быстрая река. Но все обошлось. И мы карабкаемся на крутой берег. Перед нами поле и снега по колено. Сколько идти до Поленово никто из нас не знает. Известно только приблизительное направление и то, что на лодочке по течению туда двадцать минут. А еще известно, что в старые добрые горбачевские времена туда Тарусские ребята за пивом бегали.
   Полтора часа бредем по полю. Растянулись безмерно. Впереди наш золотой генофонд Даша и Ульяна Курбатовы, где-то в километре от них Т.Б. и П.Ю., а остальные между ними.
   Я боюсь, что девчата проскочат мимо Поленово и бегу догонять их. Перед нами Аня в Поленовер.Скнижка, впадающая в Оку, а за ней Поленово. Кое-как нашли место, где можно перебраться через речку. Когда мы поднялись к усадьбе, выяснилось, что экспозиции сегодня открыты до 14 часов. Так что нам пришлось удовлетвориться поверхностным осмотром усадьбы. Мне так очень понравилось. И я не пожалел, что так трудно сюда добирался. Летом или осенью обязательно съезжу сюда на велосипеде.
   Сегодня праздник и взрослые решили чем-нибудь порадовать детей. Но порадовать то особенно нечем. В Тарусе любимое кафе было уже закрыто на корпоративную пьянку. Тогда мы решили сделать картофельный шашлык и глинтвейн.
  Картофельный шашлык это картошка в мундире с дыркой посредине. В дырку запихивается сало. Все это насаживается на шампур и чередуется с луком. Получилось очень вкусно.

8 января.
   Сегодня собрались с Аней и Наташей в Москву. Наташу ждут не доделанные проекты, а нас с Аней даже не знаю что. Просто мы с ней действуем по плану.Даша Курбатова
   Утром на зарядке снова прыгали через Сергеича как зайцы. А после завтрака я решил совершить прощальный забег на лыжах. Встретил Петю и предложил ему покататься. Он непротив. Петр Юрьевич пошел обуваться (он уже два часа бродит по турбазе босиком сушит постиранные носки). Через некоторое время выходит и говорит, что Алена и Татьяна предлагают искупаться в Оке.
-Хорошо. Я согласен.
   На купание взяли с собой Ферика. И не зря. Мы долго искали подходы к воде или полынью, но тщетно. Неожиданно Ферик, бегущий впереди, провалился задними лапами под лед. П.Ю. вытащил его и расширил дыру во льду. Не очень удобно, но все же лучше, чем ничего. К тому же берег рядом, что немного успокаивает.
   Купались таким образом: раздеваешься стоя на лыжах, затем окунаешься несколько раз и снова выскакиваешь на лыжи, стоя на них одеваешься.
   После водных процедур возвратились в Елочку. Аня, Наташа и я собираем манатки и прощаемся с ребятами. И в двенадцать часов покидаем турбазу. Нас пошли проводить Петя и Алена.
   В Тарусе в магазине сувениров мы с Аней купили на память об этих каникулах опохмельник. Это глиняный сосуд с двумя горлышками. Одно для заливки рассола или кваса, а другое для питья. Еще этот сосуд имеет две ручки, к которым привязывается веревка. Это для того, чтобы подвешивать его рядом со страждущим.

Вот такие у нас каникулы. Есть что вспомнить.