Два паломника на велосипедах
Тихонова Пустынь - Козельск - Оптина Пустынь – Шамордино - Калуга.06-07 сентября
2008г. Около 235 км.
Замысел похода рождает случай. Иногда это интересная статья в журнале или
офигенная фотография. Может быть, случайно купленная книга или передача по
телевизору. Это может быть разговор с незнакомым попутчиком или рассказ,
услышанный от друга. Неважно. Так или иначе, случай произошел. Идея забралась в
твою душу и начала тихонько перебирать струны – нервы. Эта игра может
продолжаться недели, а может длиться даже годы. Но вот настает момент, когда ты
понимаешь
- либо сейчас, либо снова отложишь реализацию мечты еще на год. Честно скажу,
откладывать я не люблю. Мне все кажется, что я чего-то не успеваю. Что-то очень
важное так и норовит проскочить мимо. Вот и суечусь, стараясь поймать судьбу
злодейку за хвост. Как в песне – «И нет нам покоя ни ночью, ни днем. Погоня,
погоня, погоня, погоня … … … ».
В прошлом году, перебирая книжки в магазине, натолкнулся на путеводитель
«Национальные парки России» издательства «Вокруг Света». Полистал и купил.
Почитал я книгу, картинки поглядел. И так мне захотелось в национальном парке
«Угра» побывать! Своими глазами всю эту красоту увидеть. Духом русским подышать,
проникнуться. Но ведь и другие походы намечены, путешествия, поездки, дела, в
конце концов. Год целый тянулась эта канитель. Сколько можно?
А тут Сергеич меня намедни спрашивает:
- Андрюх, ты, куда на следующие выходные собираешься?
- Вот, на Угру, - ляпнул я. (А у самого даже карты Калужской области нету).
- А чего там?
- Как?! Ты не знаешь?!!! Там Тихонова Пустынь, Оптина Пустынь, Козельск!
- Козельск?! Это где противостояние знаменитое было?
- Какое?
- Ну, с татарами битва страшная.
- А? . . . Да, конечно там.
У меня по истории всю жизнь тройка была. Это только в последние годы я
исправляться стал. Пробелы в образовании заполняю. Потому как стыдно оставаться
«Иваном, не помнящим родства».
- Всё, поехали! – говорит Сергеич. – Я ещё Леше Пискареву позвоню, Кириллу и
Диме.
- Ну а я Тимофееву и Кольке своему предложу. А еще на форум объяву кину.
- Отлично.
Итак, многим было предложено проучаствовать в этом непростом путешествии.
Но видно не созрели ещё господа-туристы. Не решились. Так что завтра с Сергеичем
едем. Вдвоём . . . . «Без ансамбля».
Вещички собраны. Велик, наружный осмотр прошёл. Вроде всё у него на
месте. Тогда спать пора. Завтра ж в пять утра подъем!
- Пап, ты чего, спать уже?
- Конечно.
- Так десяти ещё нет!
- О! В самый раз. Спокойной ночи.
Шестое сентября. К самому открытию метро подъехал. В поезд сел. Жду,
когда тронется. Пять минут стоит, десять, пятнадцать!!! Что за фигня?!! Еле-еле
часа хватило, чтобы от Речного вокзала до Киевской доехать.
На платформе меня уже Серега ждет. Волнуется.
- Привет, Сереж! Чего места не занимаешь?
Три с лишним часа электричка не торопясь, движется на юг. Мы и книжки
почитали, и покушали, и подремали. Засиделись. Ох, и засиделись!
Платформа Тихонова Пустынь.
- Простите, не подскажите, где здесь монастырь? – обращаемся к тетке с тележкой
на перевес.
- Вы у местных лучше спросите.
- Здравствуйте! А Вы не подскажите, где тут монастырь?
- У местных лучше спросите.
……………………….
………………………….
С пятого раза повезло. Нашлась добрая женщина. Подсказала.
- Вот по этой дорожке на Киевское шоссе выедите. По нему налево. До перекрестка.
Указатель там будет «Льва Толстого». Туда и сворачивайте.
- Спасибочки. А далеко это?
- Да километров двадцать будет.
- Ааа!!!??
- Ну, может пятнадцать.
- Спасибо Вам огромное!
Отъезжаем, а внутри осадок остаётся. Непонятно нам, зачем этот поселок
Тихоновой Пустынью окрестили, а настоящую Тихонову Пустынь – «Львом Толстым».
Ох, и не одобрил бы этого Лев Николаевич.
Калужская Свято-Успенская Тихонова Пустынь.
Мужской монастырь основанный преподобным Тихоном Медынским в XV в. на
берегу р.Вепрейки. Сейчас Вепрейка запружена и представляет каскад заросших
ряской прудов с замусоренными берегами. А монастырь в отличие от речки явно
процветает. Фасады свежевыкрашенны, купола сверкают золотом, автобусы с
паломниками один за другим подъезжают. Строительные работы кипят. Всюду кирпичи,
кучи песка, мусор строительный вдоль стен. Зато во дворе лепота. Цветочки,
травка подстриженная, деревца молоденькие: вербы плакучие, елочки голубые,
рябина вся в красных ягодах. Мы с Сергеичем в храм усыпальницу зашли.
- Чуешь, энергетика какая?! – зовет меня в центр зала Серега.
- Да. Особенно от Калужской богоматери. Глянь, какая красавица!
Погуляли по монастырю. Вокруг него объехали. Все ракурс выгодный искали
для снимка.
К святому источнику прокатились. Он в паре километрах от монастыря
находится. Водой святой запаслись. А вот искупаться не пришлось. Одна купальня
сегодня заперта, а в другой очередь. Не серьезно как-то в очереди стоять, что б
искупаться. У нас впереди столько рек по пути к Козельску! И в каждом вода
святая - русская.
Перекусили у источника хлебушком монастырским, пряничками. Водицей святой
запили. И в путь тронулись.
Все хорошо, да только ветер злой все в морду дует. Как будто не хочет,
чтобы мы в Козельск сегодня доехали. Солнце жарит совсем по-летнему. Тяжелова-то
ехать. Благо Угра на пути. Чистая девственная река. Вода холоднющая враз
освежила.
У заброшенного сада остановились. Сливы – видимо невидимо! Спелая,
сладкая – во рту тает.
А после слив и ехать веселее. Фруктоза мгновенно энергию отдает.
Чего-то быстро отдала она эту энергию. Конечно, ветер да горки затяжные. Снова
реку ищем. Остыть надобно.
Речка Высса. Название, какое интересное. Сейчас поглядим, что она из себя
представляет.
Неширокая, метров пять меж берегами. Зато течение шустрое. А вода ледяная и
вкусная.
- Спасибо, реченька!
От Перемышля дорога наша вдоль Жиздринского участка национального парка
«Угра» пошла. На десятки километров обзор открывается. Наше русское ополье.
Поля, луга, балки лесом поросшие, а слева, внизу долина реки Жиздры –
орнитологическая территория международного значения. И действительно, птиц мы
множество встретили. И соколы, и орлы, и мелочь крылатая всевозможная.
Время к пяти. На спидометре около 80 километров. Кое-как 13 км/час
держим. Ветер нас вконец измотал.
- Сергеич, знаешь, как в Лхасу на богомолье ходят? Два шага пройдут и бух на
колени. Лбом треснуться о землю и дальше. Еще пару шагов пройдут и снова на
колени. Так и у нас путь к богу долгий и тяжелый.
-
Во истину.
Сидим на бугорке, в себя приходим. Мимо дедушка с тетечкой идут. Корзинки
у них орехами набиты.
- Добрый день! Грибы-то есть? – интересуется Серега.
- Неее. Даже лисичек нету. Только орехов набрали.
- А до деревни далеко?
- Да пару километров.
- Простите, а магазин в той деревни есть?
- Нее. В следующей только.
- Ну, спасибо.
Мороженое и йогурт – вот что может спасти паломника от голодного
обморока. С новыми силами крутим педали. Рассекаем жаркий воздух.
Деревни калужские радуют своим южным изобилием. Тыквами неподъемными,
ведрами со сливами и картошкой, с яблоками и грушами, с огурцами и красным
перцем. Бабульки сидят перед своим товаром, «семучки» лузгают. Рядом козы
гуляют, петухи кур пасут, ребетня сливы трясет.
Речка Серена. Не проехать мимо красавицы. Бросились в ее прохладные
объятия. Плещемся и смеемся от радости. Плавать, правда, затруднительно – по
колено в самом глубоком месте. А зато широко!
Солнце порозовело. К земле его клонит. А нам еще километров шесть до
Козельска. Вдруг видим вдали, слева множество куполов среди леса блестят. Мы аж
остановились. Сергеич сфотографировать пробует. Да разве ж получится отсюда? Так
полюбуйся, без суеты.
- А не Оптина ли это Пустынь?
- Очень на то похоже.
- Красиво!
- Да. . . . . Слов нет.
Козельск На сегодняшний день 19200
человек населения. Старинный русский город, основан в 1146 году. На год раньше
Москвы! Самый старый город в Калужской области. Не произвел он на нас должного
впечатления. Видимо устали мы. Да и ждали чего-то другого от него. Одноэтажные
деревенские домики, трех-четырех этажные здания из серого
кирпича,
крапива и полынь под окнами, да разбитые дороги. Вот наши первые впечатления.
Зато сразу четыре магазина на небольшой площади. А в них, что душа пожелает – на
самый изысканный вкус.
Наши души пожелали кефира «Козельского нежирного», сыра «Российского», макарон «Макфа»,
сардину в томатном соусе и чаю «Майского». А овощи на салат да сладости к чаю у
нас и свои имелись. Так что теперь срочно ночлег нужно искать, пока не стемнело.
Поплутав по городу, уж больно запутана здесь сеть дорожная, через Верхние
Прыски (деревня такая) выбрались на дорогу, ведущую к Оптиной Пустыни и к речке
Жиздра.
Хоть и охранная зона у реки, но про велосипеды ничего на плакате не
прописано. А значит можно на них подъехать.
За бугром, чтоб с дороги не видно было, лагерь разбили. Перед нами
широкая речка журчит, над головой зеленой крышей ракита ветви свесила, позади
поле громадное чуть туманится, а вдалеке Козельск огоньки зажег, дымок из труб
пустил. Сплошной Фэн-Шуй. Мы место для костра нашли подходящее. Крот здоровенную
кучу песчаную накопал. Вот её-то мы и разровняли. Хорошее костровище вышло,
экологическое.
Возлежим на пенках и за приятными разговорами ужинаем, чаи с пряниками
гоняем. А как стемнело совсем, так и спать улеглись. Умаялись мужички. 113 км
проехали. И в основном против сильного ветра.
Седьмое сентября. Позавтракав «козельским» кефиром и овсянкой с
изюмом, искупавшись в заповедной Жиздре, отправляемся в Оптину Пустынь. За
мостом через Жиздру мы свернули с шоссе на грунтовую дорожку, петляющую среди
сосен. По пути обгоняем пеших паломников: женщин в платочках, старичков.
А у Пустыни что творится!? Сотни машин, несколько автобусов запрудили
автостоянку. Толпы людей.
Мы пристегнули велики к металлическому забору и отправились знакомиться с
древним монастырем.
Свято-Введенская Оптина Пустынь. Мужской
монастырь близ древнего г. Козельска. Основан в начале XV веке. По преданию,
обитель основал покаявшийся разбойник Опта.
Внутри
людно, как на Красной площади в выходные. Мамаши с детками, старушки, тетечки,
дядечки, монахи и более высокого ранга служители культа. Мы органично вливаемся
в людскую реку. Ходим по храмам, стоим, открыв рты, и слушаем колокольный
перезвон. Обошли древнее кладбище, посетили строящуюся церковь в честь невинно
убиенных трех монахов. (В прошлом году об этом случае писали во всех газетах).
С Сергеичем ходить довольно сложно. Вроде пошли в одну сторону, оборачиваюсь, а
он уже в противоположную чешет.
- Все, Сереж, через двадцать минут встречаемся у велосипедов. Я пойду вокруг
монастыря оббегу. Пофотографирую.
- Хорошо.
Поглядел, в каких гостиницах паломники живут. Даже вагон пассажирский под
жилье приспособили. Непонятно только как его сюда притащили. Вагон-то без колес
и железной дороги рядом нету! Женская гостиница в старинных палатах для господ
расположена. Это я потом уже узнал, что гостиница для богатых богомольцев была
выстроена, на экскурсии в Козельском краеведческом музее.
Обошел монастырь по кругу, полюбовался со стороны. Хорошо здесь. Стены
монастыря окружают: рощи дубовые, сады монастырские, речка Жиздра, деревенька.
Тишь да благодать. Лишь с парадного входа большущая автостоянка возвращает тебя
в наш пропахший бензином век.
Встретились с Сергеичем. И перед тем, как покинуть эти святые места
решили к источнику сходить, в купальне искупаться.
Туда дорожка через лес ведет. На дорожке на той полно людей. Они орешины
трясут да орехи с земли подбирают.
К купальне подошли. Хорошая, разделённая на женскую и мужскую половину купальня.
Внутри бассейн небольшой, лавочка, крючочки на стене, молитва о принятии святой
воды. Очень мне молитва понравилась, даже сфотографировал её на память. Читать
буду.
Вернулись к великам и, попрощавшись с Оптиной Пустынью, в Козельск
поехали. Мы ведь вчера очень уж поверхностно с ним познакомились. Нехорошо. Мы
гораздо больше от встречи с Козельском ждали.
На главной улице Козельска нашли мы краеведческий музей. Маленькое
выкрашенное синей краской деревянное двухэтажное здание. Перед домом палисадник
с цветочками и сливами. На крылечке тетечка сидит.
- Здравствуйте! А мы к Вам.
- Заходите, пожалуйста.
По скрипучим ступенькам поднимаемся в дом.
- На второй этаж поднимайтесь. Тут у нас комната, посвященная оптинским старцам,
а вот тут писателям российским, которые в Оптину Пустынь приезжали.
Массу любопытных подробностей про монастырь, про старцев оптинских мы с
Сережей от милой женщины услышали.
Старцы – святые хранители мудрости народной. К ним и исповедоваться и
посоветоваться люди идут. Лев Николаевич четыре раза пешочком из Ясной Поляны
приходил (140 км, между прочим). Николай Васильевич Гоголь гостил. Старец
Макарий его духовным отцом был. Всю жизнь с ним переписывался: спорил, каялся.
Федор Михайлович некоторое время жил в Пустыне. В «Братьях Карамазовых» помните
описание монастыря, монаха Алеши и старца? Так отсюда это. Белые стены, купола,
кресты над ними, тропинка вдоль речки, очередь паломников к старцу.
- В свое последнее посещение Пустыни Лев Николаевич пришел вот в таком,
привычном нашу глазу наряде. Посмотрите на фотографию. Десять дней шел он из
Ясной Поляны. В дороге пообносился, запылился весь. Пришел, значит, и в
монастырскую гостиницу устраивается.
- Эй, мужик! Ты куда прёшь? Здесь для господ, а тебе там жить положено -
развернули от порога Льва Николаевича.
Вздохнул Толстой и пошел в барак с бедняками ночевать. А слуга, что Толстого
сопровождал, визиточку графа на подносе оставил. Попозже стали визитки смотреть.
Визитка Толстого есть, а графа нет! Бросились разыскивать. Нету, как сквозь
землю провалился. Всем строго наказали отыскать.
Нашли в церковной лавке. Там такая сцена происходила: старушка крестьянка
Евангелие покупает. Полушки у нее не хватает.
- Вы уж мне отдайте за ради Христа за 4,5 копейки. Сыну больному хочу привести.
Не отдают.
Тогда Лев Николаевич, одетый как простой крестьянин, достает из-под полы
малахая свой графский кошелек. Протягивает полтора рубля, покупает дорогое
издание Евангелие и отдает женщине.
- Возьми, милая. Евангелие у всякого должно быть.
Тут его и признали.
- Лев Николаевич. Простите ради бога! Милости просим, номерок для Вас лучший
освободили.
- Нет уж, спасибо. Вот говорите, что равны все перед богом. Да видно лишь в
грехах различны.
- А что, сохранились в Козельске стены древние, валы земляные?
- Нет. Вот только где мост железнодорожный, там чуть осталось. Землю ведь
двигали, когда железную дорогу строили. Ну, все и срыли. А вы лучше в наш филиал
поезжайте. Там вам и кино про Великое противостояние покажут и диараму защиты
Козельска. Очень интересно!
- Вот спасибо Вам огромное. За рассказ за Ваш интересный, за все, за всё!
- До свидания. Заезжайте к нам. На праздники, на крестный ход.
- Спасибо! До свидания.
- А где филиал-то?
- Да на этой же улице. Дом с колоннами в лесах. Там написано. Бывший дом
помещика Цыплякова.
- Спасибо.
Нашли мы дом Цыплякова. И тут к нам как к дорогим гостям отнеслись.
Усадили в актовом зале, телевизор включили, кино про битву с татарами поставили.
1238 год. 49 дней тысяча ратников и все мирное население сдерживали атаки
Большой орды. А татарам крайне нужно было Козельск захватить. Они с похода
нагруженные награбленным добром возвращались. Ранняя весна, корма лошадям не
хватает. Дохнут лошади. Добро бросать приходится. Вот и надеялись они в
Козельске фуражу захватить. Да не тут-то было. Злым городом окрестили татары
Козельск. Такого ожесточенного сопротивления ни один город им не оказывал.
Мужество людей, природные условия все против монголо-татарского ига ополчилось.
Реки Жиздра и …………………… оберегающие город с двух сторон вздулись. Ров с третей
стороны защищавший крепость водой наполнился. Земляные валы на подступах к
стенам Козельска настолько круты, что стенобитные орудия не установишь. А на
стенах дружина княжеская до последнего вздоха дерется. Понимают, что пощады им
не будет.
И лишь когда спало половодье, поняли защитники города, что теперь не
защитят их стены. Вышли они тогда за ворота и дали последний бой. Больше четырех
тысяч татар в тот день побили они и сами все до одного погибли. А татары в
отместку все население злого города вырезали, «в том числе отрочат сосущих млек».
А город сожгли дотла.
После фильма диараму калужского художника посмотрели. Это большая картина
в трех плоскостях. А перед ней импровизированное поле битвы. Копья поломанные,
мечи, стрелы, шлемы пробитые.
Еще немного поговорили с тетечкой экскурсоводом о бедственном положении
музеев Козельска. Порадовались, узнав, что не перевелись на Руси меценаты. Вот
стенд помогли оформить. Федеральное правительство денег на ремонт выделило. А
все для того, чтобы вытеснить музеи из Оптиной Пустыни, где они полвека прожили.
Правильно, сейчас же у нас век обратной «охристинизации общества» начался. Храмы
повсеместно восстанавливают. По телеку наших генералов на церковных службах
показывают. И крестятся они так истово, с такой готовностью, прям как пионеры.
«Всегда готовы!!»
Что-то занесло меня в политику. Бог им судья.
Мы же с Сережей дальше едем. Сегодня в два раза легче нам. Ветер попутный в
спину подталкивает. Сидишь на сидении велосипедном, головой по сторонам крутишь,
природой, деревнями любуешься – не езда, а сплошное удовольствие. Правда порой
такие гигантские горки попадаются, что семь потов сойдет, покуда заберешься. Ну
а чтоб остыть речки есть. Мы ни одну не пропустили. Хотя вру, Оку пропустили.
Ну, это уж к вечеру было дело.
После Козельска по нашему паломническому плану посещение
Шамординской Казанской Свято-Амвросиевской Пустыни.
Ставропигального женского монастыря. Его в 1884 году основал оптинский старец
Амвросий на земле, пожертвованной монахиней Амвросией (в миру помещица
А.М.Ключарова). Чтобы попасть туда, свернули мы с Калужского шоссе в
селе Каменка. А через пару километров сам монастырь показался. Кресты медные и
башни красного кирпича над деревьями возвышаются.
Но прежде, чем в монастырь ехать мы остановку сделали. Не смогли устоять
перед соблазнами. Сливы обсыпные вдоль дороги стоят.
- Трясани меня, мил человек. Откушай моих сливок. Ветки мои ломятся.
- Да с радостью!
Наевшись до отвала слив, подъезжаем к воротам Шамординской Пустыни.
Велики, к столбу освещения пристегиваем. Рядом с нами два охранника на лавочке
сидят, перекуривают.
- Ребят, вы бы во внутрь велосипеды поставили. Украдут, не дай бог.
- Да мы пристегнули их. Да и чего там красть? – отвечает Сергеич.
- Ух и жара! А еще штаны нужно надеть – ворчу себе под нос.
- Да, ребята, в шортах нельзя.
- Понимаем.
- К источнику сходите. Там купальня хорошая. А еще в речке можно искупаться.
- Спасибо, где мы только сегодня не купались?
- А я в этом году еще ни разу не искупался – жалуется молодой охранник.
- Это почему же??!! – удивляемся мы.
- Да все работа – разводит он руками. В одной из них дымится сигаретка.
- Ты бы вместо сигаретки взял бы, да и сбегал искупаться – предлагаю ему.
- Ха, 232 ступени вниз, а затем 232 ступени наверх. Не набегаешься.
- Да, тяжелая у ребят работа. Даже искупаться некогда. – обсуждаем с Серегой
долю охранников. – Никакого здоровья не хватит. Ведь целый день курить
приходится.
Обошли монастырь, клумбами полюбовались, церкви осмотрели и решили к
источнику все же спуститься. 232 ступени для велосипедиста – это просто пустяк.
Скачем по ступенькам, богомольцев обгоняем. На спуске несколько площадок для
перекуров обустроено. Лавочки стоят. А у купальни что делается! Толпа народа.
Человек сто очередь. Видимо сразу три автобуса с паломниками подъехало
одновременно. Вот и пробка образовалась.
- Может к реке?
- Конечно к реке! Не стоять же?!
Речка Серена. Старая наша знакомая. Ивы над водой ветви склонили. Тихо
тут и спокойно вдали от суеты людской. Купола с крестами над лесом видны. Бамм!
Бамм! Разносится колокольный звон.
- Пора нам. Дорога еще дальняя.
К велосипедам возвратились. А тот охранник, что купальный сезон не
открыл, все сидит на лавочке, курит.
Долго ли коротко ли, проголодались добрые молодцы. Обедать пора. А тут и
озеро подвернулось. Озеро Горское – старица Оки. Тут мы все свои припасы и
подъели. Я салатик нарезал из помидор и лука. Сергеич сыром и хлебом стол
сервировал. Сухофруктами украсил. А на запивочку только водица святая. Больше
ничего нету.
После обеденного привала была у нас еще одна примечательная остановка.
Притормозили мы у лесочка, где орешника видимо невидимо. Тряхнешь дерево, а на
тебя так и сыпанут орешки спелые. Знай, собирай в карманы. Набили орехами полны
кармашки. Примерно по литру собрали. Хватит. В Калугу пора. Время уже шестой
час.
За несколько километров от Калуги увидали мы чудо чудное. Знак –
«Велосипедная дорожка». Впервые на родной земле такой знак видим. Ну, в
Финляндии видел, в Эстонии, в Литве. А чтобы в России, НИКОГДА! Велодорожка,
правда, так себе, совмещенная с проезжей частью. На самом деле это остановочная
полоса. Но все равно приятно. Можно не опасаясь рядышком ехать, разговаривать, а
не кричать.
Въехали в город. Где же станция Калуга-2? Дядечку остановили, спрашиваем.
- Ууу. . . . Далеко это. Вот в эту сторону езжайте. Мост еще один через Оку
будет, так вы мимо него дальше едьте.
- Спасибочки.
Улица параллельная Оке такая гористая! С одной горы на другую
карабкаешься. Еще нескольких человек опросили. Молодой человек нам
даже конкретную цифру назвал. Пятнадцать километров.
- Быть не может!
- Точно говорю.
- Гнать нужно. Не успеем иначе.
Калуга-2 – это поселочек в пяти километрах от города. А на электричку мы
не успели. Сергеич в кассу сунулся.
- Девушка, когда следующая до Москвы.
- Завтра.
- Как??!
- От Калуги-1 в 20-20 будет электричка.
- А сейчас сколько?
- 19-35.
- А далеко до Калуги-1?
- Порядком. В центре города.
- Спасибо. Погнали, Андрюх. А то и на последнюю не успеем.
Здорово мы по Калуге покатались. 35 километров в бешеном темпе. Туда,
потом сюда. Но успели все же. Даже в дорогу виноградом и водой газированной
запаслись.
В электричке покушали и спать завалились. Умаялись.
Метро Киевская. Полночь. Тетка у турникетов не пускает нас с
велосипедами.
- Нельзя. Вот видите написано: «Запрещается провозить велосипеды, кроме
складных».
- - Да у нас самые складные. Хотите колесо отвернем?
- Нет. Не положено. И вообще здесь камеры установлены.
У Сергеича есть с собой чехол. Ну а мне что делать?
- Все, Сереж, пошел я.
Прикладываю проездной к турникету и, взвалив велик на плечо, с наглой
рожей пру к эскалатору.
В поезде уже получаю СМСку от Сергеича. И он как-то прорвался.
Вот и закончилось путешествие. Еще одна мечта сбылась. После похода
остались отличные воспоминания, а ещё два задуманных маршрута. Один - от
Можайска через Верею, Медынь, Полотняный Завод (усадьба Гончаровых), Тихонову
Пустынь в Калугу. А второй - от Тулы через Ясную Поляну, Оптину Пустынь в
Козельск. Из Козельска можно на электричке в Тулу вернуться, а там уж в Москву
или от Козельска до Калуги на велосипеде.
Интересно, и чего это у меня еще карты Калужской области нет? Мы и в
Тарусу, и в Боровск, и в Балабаново ездили. Вот в Козельске и в Калуге побывали.
Пора пополнить свою библиотеку и такой картой.
Немножко о Козельске из Интернет-энциклопедии «Мой
город».
Исторический
очерк. Основан на месте древнего поселения славян-вятичей. Упоминается с 12 в.
(в 1146 и 1154 под названием Козлеск, Козелеск). Получил известность
мужественной обороной весной 1238 от войск хана Батыя.
Древность названия позволяет предполагать образование его как притяжательного
прилагательного с суффиксом -ск от прозвищного имени Козел. Менее вероятны
версии, предполагающие связь с названием животного козёл или с козёл "строение в
поле для собранного хлеба; стропила".
Во второй половине 14 в. и в 1445-94 во владении Литвы, с 1494 в составе
Московского государства.
В 16-17 вв. период наибольшего расцвета. В 18-19 вв. Козельск - транзитный
торговый путь между Россией и Украиной.
Архитектура, достопримечательности
Собор (1777), церковь Благовещения (1810), каменные купеческие особняки 19 в.
В 3 км от Козельска, на правом берегу Жиздры, - монастырь Оптина пустынь, один
из важнейших русских религиозных центров (восстановлен как действующий в 1987).
Основан в 15 в., переживал расцвет в конце 18 в., особенно после 1821, когда был
устроен Иоанно-Предтеченский скит для монахов-пустынников за монастырской рощей
- своеобразный религиозно-философский и культурный центр.
На территории монастыря - Введенский собор (1750-71), церкви - Казанская
(1805-11), Марии Египетской (1858), Владимирская (колокольня; 1801-04, высота
более 40 м.).
На территории скита - деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), жилые постройки
второй половины 19 в., связанные с пребыванием многих русских писателей (Н.В.
Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.К. Толстого, А.М. Жемчужникова, А.Н.
Апухтина) и др.
В 15 км к югу от Козельска, в селе Волконское, - бывшая усадьба князей
Волконских.
Немножко о Калуге (327 тыс.населения) из
Интернет-энциклопедии «Мой город».
Основана в середине 14 в. при московском князе Симеоне Гордом на высоком левом
берегу Оки как пограничная крепость Калуга на юго-западных рубежах Московского
государства. Впервые упоминается в 1371 в грамоте литовского князя Ольгерда.
Название из древнерусского калуга "болото, трясина". В говорах сохранились и
другие значения, в частности, в Калужской области "полуостров", что
непосредственно относится к названию города, - Симеоново городище, место, где
возник город, находится на полуострове, образованном р. Яченкой. В начале 16 в.
крепость была перенесена на 3 км к югу на берег Оки.
В конце 14 в. составе Можайского княжества. В 14-16 вв. важная военная крепость
в системе береговой обороны Московского княжества по рекам Ока и Угра (т.н. Пояс
Богородицы). Обороной Калуги руководили воеводы, назначаемые великим князем
Московским.
В 1508-18 самостоятельное удельное княжество. В 1512, после отражения набега
крымских татар, крепость была перенесена новое, более выгодное место - высокую
площадку между обрывистыми берегами Оки, Березуйского оврага и речки Городенки
(современный исторический центр города).
В 16 в. Калуга известна как торговый пункт с развитыми ремёслами и процветавшим
искусством иконописи.
В 1606-07 центр крестьянского восстания под предводительством И.И. Болотникова.
В 1609 и 1610 в калужской крепости скрывался Лжедмитрий II, который погиб в
Калуге в декабре 1610. В 1615 и 1616 город был опустошён крымскими татарами, в
1618 был захвачен отрядом запорожцев под предводительством гетмана П.
Сагайдачного.
В
1622 Калуга пострадала от сильного пожара, ко второй половине 17 в. была в
основном восстановлена. В 1654 в течение 3 месяцев в городе свирепствовала
моровая язва и умерло около 2/3 населения. Но к 1670-м гг. Калуга снова ожила.
В 17 - начале 19 вв. важный торговый центр на Оке. Город славился красотой,
обширными фруктовыми садами, обилием лавок и товаров в них.
В 1708 Калуга вошла в состав Московской губернии. С 1777 центр Калужского
наместничества, с 1796 - губернии.
Во второй половине 18 в. в городе в связи с расширением строительства стало
развиваться производство кирпича и художественных печных изразцов. В 18 - начале
19 вв. велась оживлённая торговля с городами Поволжья, Сибири, северной Украины,
с Гданьском, Берлином, Лейпцигом. В 1777 в городе был создан профессиональный
театр.
В Отечественную войну 1812 главная тыловая база русской армии.
С 1840-х гг. начался упадок экономической жизни Калуги из-за обмеления Оки. К
концу 1860-х гг. Калуга - тихий провинциальный город. После открытия в 1874
участка Сызрано-Вяземской железной дороги, соединившей Калугу с Тулой, перевозка
товаров по Оке почти прекратилась. При проведении в 1899 Московско-Брянской
железной дороги Калуга оказалась в стороне от магистрали и была соединена с ней
лишь веткой.
В 1918 на короткое время была провозглашена Калужская федеративная республика.