Главная   Дневники А.М.  Велопоходы Водные пох-ды  Лыжные пох-ды  Походы вых.дня  Другие пути-я

                                                   Родина Пожарских котлет.
Тверь-Черкассы-Городня-Савино-Большие Борки-Заборовье-Тутань-Стружня-Мошки-Грузины-Торжок-Внуково-Савинские Горы-Любохово-Медное-Троица-Кулицкая-Тверь. 230 км. 20-21 сентября 2008г.
 Как представлю себе выходные, проведенные у телевизора, в магазинах или на огороде, так сразу нехорошо становится. А некоторым людям нравится. Жить без этого не могут. Разное у нас отношение к выходным. Кому-то отдых нужен, релакс. А другому нагрузки не хватает, движения.
Я ко второй группе отношусь. Плохо мне без свежего воздуха, без лесных дорожек, без новых впечатлений. Чахну я без них. Скучным становлюсь и раздражительным. Поэтому, дабы не случилось, каждые выходные рвусь подальше от столицы.
- Ты куда в эти выходные? – спрашивают обычно меня знакомые.
- Пока не решил. Но точно знаю, в Москве не останусь.

 Вот и в эти выходные конкретного плана у меня нет. Зато есть направление. В Тверь и дальше. Со мной компания должна была ехать. Да что-то расстроились у ребят планы. А может это и к лучшему? У меня ж теперь руки (и ноги) развязаны. Мне ж теперь ни на кого оглядываться не нужно. И значит, проеду я в эти выходные куда захочу и сколько захочу.

 За два дня прожитых в походе я получил массу положительных эмоций. Поездка получилась с одной стороны спортивная, с другой, её можно отнести к категории «Экологического туризма». А с третей стороны, поход заставил меня по-другому взглянуть на краеведение. Ну а сейчас обо всем поподробнее.
р.Тверца 20 сентября. Суббота. Ох уж эти ранние старты. Фотоаппарат впопыхах забыл. А возвращаться времени нет. Паровоз ждать не будет.
 На переполненной электричке еду в Тверь. Велик, привязан к стоп-крану. Стою в тамбуре, газетку читаю, с народом общаюсь. Кто с утра пивка дернул, такой общительный становится. Это что-то! Ну, ничего, ничего. Вот уже места сидячие появились. С комфортом вторая половина пути пройдет.

 Из Твери по грязной разбитой улице Машинистов рвусь. До парка доехал. Этот сосновый бор Первомайской рощей называется. Наискосок ее проехал и на Окружную дорогу выскочил. Еще парочку километров терплю соседство с машинами. А дальше за мостом через Волгу сворачиваю с трассы на тихую деревенскую улицу.
 Дорога знакомая, бывал я здесь не раз и не два. Сначала по-над рекой дорожка петляет, а затем по полям и лесам. Редкая машина пропылит мимо. Уже ничто не мешает наслаждаться жизнью. Кузнечики стрекочут, птички о чем-то чирикают. Солнышко пригревать начало. Можно кофту и подштанники снять, а заодно и карту посмотреть, определиться с целями сегодняшними.
 Сижу на обочине, рассуждаю: «Может в Торжок рвануть? Ветер попутный, сил невпроворот. Поеду. Только бы не заплутать. В прошлом году также хорошо начал, да дальше Стружни не уехал. Запутался в диком разнообразии лесных дорог правобережья Тверцы».

 А поплутать у меня частенько получается. Я ж доверчивый. Картам верю, людям. И сегодня не минула меня чаша сия. Думал от моста через Тьму вдоль речки проехать. Но где-то лопухнулся. И пришлось мне вдоль картофельного поля скакать сначала по дорожке пыльной, а затем по тропке узкой. Тыркался, пыркался. Пять километров по полевым дорогам накатал и опять на асфальте, почти в том же месте, где с него свернул, оказался. Ладно, думаю, по асфальту поеду. Пускай дальше, зато быстрее.
 «Ветер по морю гуляет, да Андрюшку подгоняет, и бежит он на волнах на раздутых парусах». Так здорово велосипед сегодня летит! Лепота! Люблю с ветерком прокатиться. Мелькают деревеньки: Большие Борки, Гильнево, Змеёво, Малая Избрижка. А это что за красота? Крест вычурный над остатками деревянных куполов. Высоко сквозь купола небо синее просвечивает. Подъехал поближе к церкви. Рядом крест памятный и плита. Читаю: «В XVI веке в селе Заборовье стараниями семьи Заборовских церковь сия построена. Два последних ее священника репрессированы были. Отец Василий в 1932г, и отец Даниил в 1936г. Помолитесь за них».

 Леса, чуть тронутые волшебной палочкой осени, окружают дорогу. Время обеда и я ищу, где бы расположиться. Почти как в сказке, не при первой мысли, а через пяток километров вижу съезд с дороги. На окраине смешанного, светлого от берез леса лавочки и столик из потемневших серых досок. На спидометре 75 км. Обед заслужен. Что там у нас в котомке? Банка фасоли, лук, чеснок, соль, курага, финики. Помидоры, сладкий перец и огурец оставлю для салата на ужин. А пока фасоли хватит.
 Десерт добыл на лесной опушке. Спелая бордовая брусника, немножко черники и костяники. Замечательно покушать ягодки прямо с куста.
 Посмотрел карту. Посчитал километры. До Торжка не меньше 45. Хватит ли сил? Не знаю. Пока есть. Деревянная Вознесенская церковь
 Снова восседаю на скрипучем сидении. Ноги выполняют привычную работу. Вверх, вниз, вверх, вниз. Мимо проносится длиннющая картина осенних пейзажей. Километр за километром. Бледно жёлтые поля поспевшего овса, сосновые и березовые рощи, тронутые ржавчиной заросли папоротника на ещё зеленой траве, редкие осенние цветы. Серая лента асфальта все разворачивается и разворачивается. Изредка вильнет и снова прямо, с горки под горку и опять вверх. Вдруг повезло. Яблоньку дикую встретил на обочине. Маленькие, крепкие яблочки, желтенькие с розовыми щечками. Набил карманы и про запас несколько штук в рюкзак сунул. Теперь еду и грызу сладковатую кислятинку.
 За деревней Стренево, в которой любил отдыхать знаменитый русский тенор М.Я. Лемешев, асфальт сменила трясучая грунтовка. Стиральная доска длиной десять километров. Это, пожалуй, самое серьезное испытание за всю дорогу. Но ничего, даже самое плохое имеет обыкновение заканчиваться. В деревне Мошки снова выруливаю на шоссе. Дорога Старица – Торжок. Хороший асфальт и подталкивающий в спину ветер. Правда ветер подталкивает, если ты медленно едешь. Я же гоню под 30 км\час. По дороге мне еще хочется осмотреть старинное село Грузины.
 Более раннее название села – Кузнечиково. Судя по ревизским сказкам 1745 и 1763 гг.. полновластным хозяином села в XVIII веке был дослужившийся до чина капитана Я.М.Шишков. Есть свидетельства, что Я.М.Шишков был в плену в Грузии, где и скопировал икону Грузинской Божьей Матери. А затем в 1740-1746 гг. привёз её в своё родовое имение и выстроил церковь в честь этой иконы. Впоследствии по храму село Кузнечиково стало именоваться Грузинами. Через древний мост, сложенный из огромных камней (арх. Н.А.Львов), перебираюсь в парк при старинной усадьбе. Храма давно нет. А господский дом представляет жалкое зрелище. Стекла побиты, желтого цвета штукатурка почти полностью обсыпалась. С трудом угадывается былое великолепие. Белые высокие колонны, причудливой формы центральное окно. Ряды столетних лип и кленов расходятся от бывшего дворца прямыми аллеями.
 Заехал в придорожный «Грузинский магазин». Минимаркет на трех квадратных метрах. Хочется кефира или айрана. Что, нету? Ну, тогда сойдет йогуртный напиток с персиковым соком.
 От Грузин до Торжка совсем пустяки, меньше десяти километров.

 В Торжок въезжаю по Старицкой улице. На этой улице царит полное равноправие, наследство развитого социализма. Что на Мерседесе, что на Запорожце, а что на велосипеде – все едут с одной скоростью. Фиг разгонишься! Асфальт убит насмерть. Огромные выбоины украшают узкую полосу асфальта. Машины предпочитают ехать по пыльной обочине. Их пассажиры укрылись за закрытыми окнами, а мне приходится вертеться в пыльных облаках.
 Вот проехал заброшенную церковь. На руинах большой ржавый щит. «Памятник архитектуры. Охраняется государством». Как он охраняется? Забор из досок давно сгнил. Лежит среди битого кирпича и другого мусора.
 Следующий памятник старины – это действующий мужской Борисоглебский монастырь. Подруливаю к сувенирной лавке и по совместительству экскурсионному бюро. «Время работы с 10 до 17». До закрытия пять минут. На дверях замок. Жаль, не успел. Осталось объехать вокруг монастырских стен.
Борисоглебский монастырь Борисоглебский монастырь основан аж до того, как Новый Торг (Торжок) стал городом. Точная дата не известна, но в 1038 году на территории монастыря под руководством настоятеля отца Ефрема был возведен каменный храм во имя святых князей Бориса и Глеба коварно убиенных их братом Святополком. Храм тот простоял более 700 лет, но в конце концов обветшал и «клонился к падению». В 1782 году он был разобран и на его месте в 1785 году был заложен новый каменный собор. Первые кирпичи в основание храма закладывала Екатерина II. . . . . На строительство из царской казны было выделено 22750 рублей. А архитектором был Н.А. Львов.

 Торжок – районный центр Тверской области, один из древнейших городов Верхневолжья. Он упоминается в русских летописях с 1139 года под наименованием Новый Торг, а затем Торжок.
Кожевенное производство было одним из основных в Торжке на протяжении нескольких столетий. Особенно славилась шитая золотом, серебром и шелком новоторжская обувь. Так в 1785 г. императрице Екатерине II во время визита в Торжок и участия в закладке нового Борисоглебского собора в мужском монастыре были подарены «кожаные кисы (меховые зимние сапожки) и туфли, шитые золотом.


 Полюбовавшись на башни и купола монастыря, отправляюсь дальше колесить по городу. Мысль приобрести сувенир на память крепко засела в голове.
 Центральная городская площадь. Площадь Пушкина, бывшая Хлебная. Само название говорит о торговом характере сего места. Сейчас на площади выстроились по периметру официальные здания города, а ещё имеется один киоск Союзпечати.   Перед ним очередь. Что я вижу?! Видимо здесь продают товары первой необходимости.
- Андрей! – слышу девичий крик.
- Ба! Марьяна! Каким ветром?
- С институтом на экскурсии. А ты все катаешься?
- Да. В такую погоду и дома сидеть? Где были? Что видели?
- По усадьбам пока катались. Очень понравилось. Раёк. Красота!
- А Торжок тебе как?
- Пока не видела. Завтра будут показывать. Ну, все. Пока-пока. В автобус зовут.
- Счастливо.

 В киоске полно интересных книжек, открыток, путеводителей, сувенирных карандашей и шкатулочек из бересты, брелков и магнитиков. Что же выбрать?
- Дайте, пожалуйста, эту, эту и эту книжку посмотреть. А еще магнитики.
В результате приобрёл великолепную книгу местного краеведа Нины Аркадьевны Лопатиной «История города Торжка в названиях улиц» и магнитик в придачу.
 Именно из этой книжки в моем рассказике появилось и ещё появится столько интересных «синих» цитат.

 По пешеходному мосту пересекаю Тверцу и по круто уходящей вверх улице карабкаюсь к Ильинской церкви.улица Торжка
 Из воспоминаний, относящихся к концу XIX в., М.В.Линд: через реку перекинут основательный металлический мост с высокими фермами, воздвигнутый лет пятнадцать назад вместо прежнего деревянного. К нему с этой стороны спускаются три мощённые дороги: две скошенные и отлогие, а третья, посерёдке между ними, совершенно прямая, почти отвесная Монастырская гора, наверное, выдуманная каким-нибудь шутником, потому что при одной мысли съехать с неё в экипаже и то делается страшно, и даже пешеход, рискнувший по ней спуститься, упирается всеми силами, чтобы стремглав не помчаться вниз. Мост о котором пишет М.В. Линд в 1980 году перестроен, и стал пешеходным. Его облюбовали местные художники. Всякий турист обязательно остановится и сфотографируется здесь на память. Одна из этих скошенных, отлогих улиц – Красная Гора, бывшая Ильинская, на которую я еле забрался на велосипеде. А отвесная улочка Монастырская гора сегодня называется Почтовый спуск и на всю ширину выложена гранитными ступенями.
У Ильинской церкви сквер. Здесь полно молодежи. Пьют пиво, коктейли. Звучит гогот и матерок.
 Из воспоминаний, относящихся ко второй половине XIX в., местного врача Синицына: «…молодежь встречалась летом на городском бульваре. Каждое воскресение и каждый праздник играла полковая музыка. Прекрасный пол, принарядившись в лучшие платья, пока светло и играла музыка, сидел на лавочках по сторонам бульварных аллей. Молодёжь мужского пола гуляла по аллеям. Девицы и молодые дамы сидели чинно, едва-едва переговаривали друг с другом, редко на каком лице увидишь, бывало, улыбку. Но, как только стемнеет, картина сразу менялась: девицы и кавалеры гуляли парами, слышался великий смех, часто какие-то повизгивания, показывавшие, что ухаживания стали более энергичны».

 Пора задуматься о хлебе насущном. Продуктовый магазин на улице Дзержинского то, что мне нужно.
Улица Дзержинского раньше называлась Большой Ямской. Эта древняя дорога изначально была самой торной, княжеской, а позднее - царской. В Ямской слободе в Торжке можно было получить весь комплекс услуг, необходимый путешествующему по тракту. Здесь размещались кузнецы, трактиры, постоялые дворы, лавки, гостиницы, почтовая станция.
Из путевых заметок 1844 года писательницы А.О. Ишимовой. «В богатом Торжке и гостиницы богаты: и особенно одна, которую содержит вдова Пожарского. . . . . Но главная слава этой гостиницы заключается не в убранстве ее; нет, ты верно не угадаешь в чём, любезная сестрица. В котлетках, которые известны здесь под именем Пожарских. Быть в Торжке и не съесть Пожарские котлетки, кажется делом невозможным для многих путешественников. . . . Интересно их происхождение. Один раз в проезд через Торжок Императора Александра, дочь содержателя гостиницы Пожарского видела, как повар приготовлял котлетки для Государя, и тот час же научилась приготовлять такие же. С того времени они приобрели известность по всей Московской дороге, и как их умели приготовлять только в гостинице Пожарского, то и назвали Пожарскими. Мы все нашли, что они достойно пользуются славою: их вкус прекрасный. Они делаются из самых вкусных куриц».


 Начался дождь. Нужно торопиться устроиться на ночлег. Пока еще есть надежда отыскать сухие дрова.
Ночевать я задумал в лесу на левом берегу Тверцы, километрах в шести от города. Проезжаю село Внуково. Сколько же лет этому селению? На высоком берегу Тверцы ряд каменных старинных лабазов. Они сложены из белого известняка. Чугунные и дубовые двери почти вросли в землю. Стены стягивают стяжки с железными крестами, как средневековые замки. Крыши есть арочные из камня и черепичные. А порой и вовсе нету крыши. Лишь макушка березки торчит над стеной.
 За Внуково в паре километрах нахожу симпатичное укромное место. От дороги идущей вдоль реки меня загораживает вытянутый холм, поросший сосняком. Я расположился на краю большой, довольно загаженной поляны. И вот стоит палатка, горит жаркий костер, с неба моросит водичка. Я хрумкаю свежим салатом. На огне варится картошечка, которую я подобрал по дороге на обочине. Сейчас ее много валяется.
Мост через Тверцу в г.Торжок. Позади Борисоглебский монастырь Картошку слопал с «лососем в томатном соусе». Все это с лучком, с чесноком. Так вкусненько!
 После ужина, дабы не замерзнуть и как-то развлечься решаю сделать генеральную уборку территории. Собрал и сжег больше сотни пластиковых бутылок, кучу одноразовой посуды. В вырытой добрыми людьми яме переколотил не один десяток стеклянных бутылок. Оглядел поляну. Другое дело. Приятно жить. А сейчас чайку и спатеньки. Утомился. 128 км проехал.

 21 сентября. Воскресение. С первыми лучами солнышка, с птичками божьими проснувшимися и я воскрес. Выполз на волю. Благодать-то, какая! Ни облачка.
Валяюсь на коврике, кушаю кашку, чаёк зеленый попиваю, шоколадкой балуюсь, а заодно, вместо утренней газеты, карту изучаю. Не хватает на карте дорог. Как мне вдоль речки до с.Медного пробраться? Поживем, увидим.

 Распрощавшись с поляной, трогаюсь в путь. Сегодня никуда не спешу. Электрички из Твери допоздна ходят. Успею. Еду по грунтовке со скоростью 10 км\час. Особо по сторонам не отвлекаюсь, шлепнуться в лужу боюсь. По пути родник встретил, умылся. Родник у деревни Паника оборудован лавочками. Чашка на сучке висит. А вода невкусная, железа в ней переизбыток. Зато полезная наверняка. :)
 Я волновался, что дорожка вдоль реки в Панике закончится. Не тут-то было. Рыбаки народ настойчивый, отличную колею накатали вдоль берега. Для велосипеда лучше дороги не нужно.
 Маленькое село Спас. Церковь на горе. На белой колокольне высокий деревянный шпиль в виде косички, а на нем крест. Карабкаюсь от берега по травяной дорожке к домам. И тут колокола заиграли. На службу зовут. «Девять утра, бам, бам. Девять утра, бам, бам».

 Все теплее становится. Сначала куртку расстегнул, через километр перчатки снял. А теперь пора остановиться, полар снять нужно. За Саввинскими Горами дорожка моя деградировала до состояния тропы. Вскоре и тропа в лес вильнула. Но прежде, чем в лес ехать, не искупаться ли мне? Сказано, сделано. Разделся. В воду зашел, почти по пояс. А дальше холодно! Стою дурак, дураком. Не решаюсь. Эх! Три раза присел и пулей на берег. ХА-РА-ШО! Аж пар от тела валит.

 Дорожка в лесу обнаружилась. Замечательная. Сосновый лес, внизу река блестит, перспективы заманчивые открываются. Жаль только мусора вдоль дороги понакидано. Неужели не понимают люди, что никто за ними бутылки не уберет. Внуки их будут на эти самые бутылки любоваться.
 Информация к размышлению:
 Стеклянная бутылка живет более 2000 лет, пластиковая сотни лет. Пакет из под сока гниёт 2-3 года, консервная банка, обожженная в костре около 2-х лет, необожженная – 4-5 лет. Одноразовая посуда – распадается через год-два на мелкую гадость, в основе которой ядовитый фенол.

 Но хватит о грустном. Бабье лето в разгаре. Если взгляд от земли оторвать, петь хочется. Вот до чего хорошо.
На противоположном берегу живописное село Петропавловское. Хоть картину пиши. На высоком зеленом холме церковь обветшалая, купол покосившийся, вокруг домики деревенские ее обступили, как дети малые мамку. В отдалении, за огородами баньки низенькие стоят. От них тропинки к речке сбегают. У самой крайней бани на лавочке две тетечки сидят, лясы точат. Воскресение, одним словом. Много я таких мостов проехал. На левом берегу Тверцы они стоят. Дорог уж нет, а мосты остались

 Время к двенадцати, а аппетит разыгрался не на шутку. Выбрал место для обеда красивое. И вид чудный, и место для купания удобное. Пока чай закипает, нырнул, поплавал даже. Солнце почти по-летнему жарит. Градусов 15!
Сижу на бревнышке сосновом, консерву рыбью с лучком кушаю, природой окружающей наслаждаюсь. Ко мне на бревно гусеница карабкается. До чего же замечательная. Золотые длинные волосики по всему телу, а по хребтику ярко желтый ирокез.

 Много еще лесных и полевых дорожек было у меня сегодня. Через леса сосновые, через поля убранные, через заброшенные пионерские лагеря. Где бруснички скушаю, где чернику. В деревне Донишино слив спелых отведал. Были, конечно, и очень неприятные участки. Грязь по колено, деревья навалены на дорогу, так еще и стада скотины здесь гоняли. Велосипед отказывается ехать. Тащить его приходится.

 У деревни Ямок на асфальт выехал. Около 60 километров грунтов позади осталось. У меня альтернатива: можно в Тверь по правому берегу Тверцы добраться, а можно по левому. По правому длиннее путь, зато по нему я еще не ездил. Его и выбрал.
 В селе Медное не доезжая до моста через Тверцу, сворачиваю налево. Через три километра пересек Ленинградку и попал на тихое безлюдное шоссе. Правда вскоре асфальт сменила плотная грунтовка. Но разве это может смутить? А вот что действительно меня смутило, так это дикое количество змей на дороге. Сначала я только трупики их встречал раздавленные. Но вот и первая живая змейка. Ужик маленький. Затем ещё, и ещё. Останавливаюсь и прогоняю их с дороги.
- Кыш, дурачки! Задавят же.
 И больших змей встретил, тоже их с дороги сгоняю. Вообще я их всех страшно боюсь. Но ведь жалко тварей. Уже несколько десятков трупиков встретил.

 Деревня Троица. Нарядные дома, сады и цветники. Под деревней река течет. У самого богатого дома плакат с исторической справкой установлен. Остановился. Почитал. И за неимением фотоаппарата на телефон её сфотографировал.
Историческая справка.
Имя поселение получило по названию несохранившейся Троицкой часовни. Впервые информация о местности упоминается в городской боярской республике Онцифора Лукинича (умер в 1367 г.). Его сын Юрий будущий глава республики. Учитывая выгодное географическое положение, Юрий превратил местность в передовое по тем временам хозяйство. После смерти Юрий, умерший бездетным завещал земли с расположенными на ней двенадцатью деревнями Троицкому монастырю (Троице-Сергиевской Лавре). Местность занимала выгодное положение на большом торговом пути того времени из княжеской Руси через Тверь и Торжок - далее в Великий Новгород. В XVIII-XIX в.в. местность сохранила значение большого торгового пути в Петербург по Вышневолоцкой водной системе. Поэтому в селах и деревнях жило много лоцманов и коноводов.
Здесь были остановлены немецко-фашистские войска, пытавшиеся прорваться от Калинина (Тверь) к Ленинграду. Местность у села Медное в - в числе первых освобожденных от фашистских захватчиков ходе Калининской оборонительной операции.

 Тихое, грунтовое шоссе закончилось в поселке при железнодорожной станции Кулицкая. Дальше асфальт и машины. Не очень много, но все же есть. Каждую минуту хоть одна, да обгонит. А чем ближе к Твери приближаюсь, тем их естественно больше становится. Так что в Тверь въехал в сплошном автомобильном потоке.
В атласе Тверской области есть хорошая карта города. Остановился и выбрал маршрут, по которому еще ни разу Тверь не пересекал. Проехался по району Затверечье, по набережной р.Волги (оф.название), по ул.Орджоникидзе и бульвару Цанова.
Ну, что сказать? Снова Борисоглебский монастырь. У меня ж фотоаппарата с собой не было, вот и пользуюсь чужими снимками.
 Но вот и ж\д вокзал. Зная строгость местных правил, покупаю билетики. Не полные, а чтоб на платформу пустили.
Я может и покупал бы билеты, но как-то глупо с ними себя чувствуешь. Например, купил билет за сто рублей, да ещё за велик сорок заплатил, а теперь контроль идет и с безбилетников по тридцатке собирает. И так всегда! Где справедливость? Вот и не беру с некоторых пор билеты. А тридцаточку в кармашке завсегда держу.

 До отправления минут пятнадцать. Занял местечко удобное. С большим пространством для великов и тележек. Велосипед к окну привязал. Сижу, мороженое кушаю. Народ постепенно места свободные заполняет. Почти все заняли. Вдруг в наш вагон заходят две замечательные личности. Два седовласых дедушки с огромными брезентовыми рюкзаками на плечах и с одинаковыми складными велосипедами «STELS». Сняли рюкзаки, сложили велики и заняли соседний велоуголок. Один дедушка со мной рядом сел, а другой на лавочке что наискосок.
- Далеко ездили? На дачу, небось? – завожу с соседом разговор.
- Вовсе нет. За клюквой. Под Вышний Волочек ездили.
- Далекооо.
- А это Ваш велосипед?
- Мой.
- А вы где были?
- В Торжке.
- Что, один?
- Да, как-то так в эти выходные сложилось.

 Дядечку Виктором зовут, его друга так же.
- Мы каждый год с Витей за клюквой ездим. Традиция. Во, смотрите, уже к даме клеиться начал. Не может без этого. А заметили, он на Хаменгуэя похож.
- Заметил.
- А я на Владимира Ильича. Меня почему-то все алкаши узнают. Вот только что у касс анекдот произошел. Стоит у стеночки абсолютно пьяный мужик. На меня смотрит и выдает:
- Где-то я тебя видел. Знакомая личность. Давай на всякий случай поздороваемся – и руку протягивает.

 Много тем мы перебрали с дядей Витей. И про деток, и про походы, про дачу и грибы. О работе и пенсиях поговорили. Дяде Вите 71 год, но он еще вполне крепкий мужчина. И работу не бросает. Как работал всю жизнь при ЭВМе, так и продолжает трудиться при современных ПК. Современными технологиями восторгается.
- А вот гляньте, какой у меня коммуникатор имеется – решил похвалиться дядя Витя – Вам тоже такой необходим. Здесь и телефон, и компьютер, и GPS.
- Я как-то к картам больше привык.
- Ну что вы? Это ж так удобно! В этой коробочке карта всего мира!
- Да какая там карта? Небось, черно-белая?
- Цветная!
- Действительно? А покажите хоть Вышний Волочек.
- Сейчас. Только он долго загружается.
- Да куда торопиться.
. . . .
- Вот глядите.
- Минуточку, да здесь только магистрали и крупные населенные пункты. А теперь на карту мою гляньте. Другая картина.  Так что рано пока на GPS переходить. Вот когда все области вокруг Москвы оцифруют, так чтоб каждый дом был виден, вот тогда может быть, и перейду на новые технологии.


 За приятными беседами до родного Ховрина доехал. С дядей Витей, как со старым знакомым прощаюсь. Два с половиной часа дороги породнили нас.

 В кромешной тьме к дому подъезжаю. До понедельника полтора часа осталось. Помыться и в люлю. Хорошие, насыщенные выходные были.

 В понедельник книжку о Торжке начал читать. Ба! Сколько здесь информации интересной! Обязательно рассказик напишу о своем путешествии и о Торжке. А еще создам словарик «Названия церквей». Очень мне понравились комментарии о церквях и праздниках Нины Аркадьевны Лопатиной в ее книжке о Торжке.



                   Названия церквей. О чем они говорят. (по алфавиту)
Заметьте, многие улицы созвучны с названиями церквей. Взять хоть Москву. Пятницкая, Никольская, Дмитровка, Власьевский пер., Васильевский спуск, Благовещенский пер., Михалковская, Покровка, Сретенка, Знаменка, Борисоглебский пер., и т.д.

Благовещенская церковь. Благовещение – день, когда Ангел (Архангел Гавриил) сообщил (благовестил) Деве Марии о том, что ей предстоит стать матерью Спасителя. Празднуется 7 апреля.
Богоявленская церковь. Богоявлением Господним называют день, когда Иисус Христос, принял крещение от Иоанна, и перед всем народом таинственно явилась пресвятая Троица: был услышан голос Бога Отца, свидетельствовавшего о Боге Сыне, и Бог Дух Святой в виде голубя сошёл на голову Спасителя мира. Богоявление Господне еще называют Крещением и празднуют 19 января. В этот день во всех церквях

Васильевская церковь. Святой Василий был пустынником, праповедовал христианское учение, боролся против ересей и притеснения Церкви правителями, много лет управлял епархией в Кесари Коппадокийской. Василий Великий – автор уставов для монашествовающих, правил для юношества, нескольких молитв и литургии, известной под его именем. Скончался в 379 году в возрасте 48 лет. День его памяти отмечается 14 января.

Введенская церковь – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В память того дня, когда родители Пречистой Девы Марии Иоаким и Анна исполнили обещание посвятить свою дочь Богу и торжественно ввели трёхлетнее дитя в Иерусалимский храм, где она провела 12 лет до совершеннолетия. На Руси Введение всегда было развеселым зимним праздником – «генеральной репетицией» Святок. В этот день «по горам, по долам» приезжает «на пегой кобыле» красавица Зима.

Власьевская церковь. Святой Власий – епископ Севастийский, живший в III – IV вв., от гонений христиан скрылся в пустыню, в горы Аргоса, но преследователи выследили его, жестоко мучили и, так как он отказывался отречься от Христа, обезглавили. По преданию, живя в пустыне, он благословлял и исцелял «зверей пустынных». На Руси святой Власий издавна считается покровителем домашних животных. В сознании народа по созвучию имен его образ сливается с образом славянского бога Велеса – «скотьего бога», и народные обряды в день памяти Севастийского епископа – 24 февраля – соединили в себе христианские верования и языческий обычай: в этот день скотину кормят хлебом и поят крещенской водой.

Воздвиженская церковь посвящена обретению Креста Господня в 326г. Его нашли императрица Елена и патриарх Макарий. На указанном месте обнаружили три одинаковых креста. Чтобы узнать, на котором был распят Иисус, кресты возложили на умершего. Соприкоснувшись с третьим крестом, тот воскрес. Главный престольный праздник Крестовоздвиженской церкви – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – 27 сентября.

Дмитровская церковь – во имя святого великомученика Дмитрия Солунского. Святой Дмитрий был правителем Солунской области в правление царя Максимилиана. Храбрый воин, проповедник учения Христа. Мучим и казнен за христову веру около 306 г. Память его – 8 ноября. Наиболее запомнившееся из чудес святого Дмитрия: в царствование императора Маврикия (582-603 гг.) при осаде Солунии аварами св.Дмитрий явился на городской стене в виде светлого вооруженного воина и отстоял город, выручил много пленных, даже переносил их из плена по воздуху. В Русской Православной Церкви в субботу перед празднованием памяти Дмитрия Солунского совершается поминовение усопших – Дмитриевская суббота, установленная в память о павших в 1380 г. на поле Куликовом.

Знаменская церковь (Знамения Честного Креста). Церковь посвящена чудесному событию бывшему 7 мая 357 г. в Иерусалиме, - явлению на небе креста, состоявшего из света, распростертого от Голгофы, - места распятии Христа – до Елеонской горы – места его вознесения на небо. Чудесно явившееся на небе крестное знамение светом своим превосходило солнце (событие это было в полдень), и многие жители видели это явление.

Ильинская церковь. К пророческому служению фесфитянин Илия был призван Богом в 900г. до рождества Христова. Великими чудесами укреплял веру и боролся с идолопоклонством. За святую жизнь Илия был первым из людей живым взят на небо.. По преданию, Илия должен вновь явиться на землю перед вторым пришествием Христа. В народе его зовут Илья-громовержец, он повелитель громов и молний. Престольный праздник Ильинской церкви – Ильин день – отмечается 2 августа. С Ильина дня вода холодает, и купаться запрещено.

Церковь Усекновения головы Иоанна Предтечи. Святой Иоанн Креститель положил начало таинству крещения, которое совершается над новорожденными детьми, так и в любом возрасте по желанию человека. Рождество святого празднуют 7 июля. В народе праздник называется днем Ивана Купала. 11 сентября в день казни святого на Руси поминают воинов, погибших за Отечество. Соблюдается строгий пост. В этот день не употребляют ничего, напоминающее голову: яблоки, картошку, капусту, арбузы.

Климентовская церковь – в честь ученика апостола Петра святого Климента. Этого мученика примерно в 101 г. привязали к якорю и утопили . Спустя 750 лет создатель славянской письменности Кирилл нашёл место захоронения с.Климента и передал его останки, привязанные к медному якорю, в Рим. (Извиняюсь, конечно, но это явная мура. Кто медный якорь утопит? Сейчас не утопят, не то, что тогда!!)

Козьмодемьянская церковь – в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Эти святые, жившие в Риме во времена императора Карина, были врачами, уроженцами Аравийской страны. Их называли бессребрениками потому, что за лечение они требовали не денег, а веры в Христа. За христову веру они были казнены примерно в 300 году. Память Космы и Дамиана отмечают 30 октября. На Руси их называли Кузьма и Демьян. К ним обращаются за исцелением телесных и душевных болезней.

Мироносицкая церковь. Жены-мироносицы – женщины, последовавшие за спасителем в его земной жизни и не оставившие его после смерти. Они первыми узнали о Воскресении Христа, когда пришли к гробу Господню помазать его тело благовонным миром. День жен-мироносиц празднуется в третье воскресение после Пасхи. Издавна на Руси этот день считается православным женским днем, прославляющим женскую доброту, самоотверженность, бесстрашие и любовь. Святым женам-мироносицам молятся об избавлении от искушения.

Михайловская церковь. Прежде появления первого человека ангельский мир раскололся – часть ангелов решила, что быть огненным сгустком, носящим мысль о Боге, и быть Богом – одно и тоже. Архангел Михаил возглавил ангельские силы, оставшиеся верными идее смирения перед лицом Божьим. Лидер «бунтовщиков» - Сатана – был низвержен в «бездонные бездны». В память об этой небесной драме Архангела Михаила стали именовать Архистратигом (то есть главным полководцем). Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных празднуется 21 ноября. В народе праздник именуется Михайловым днем.

Никольская церковь – в честь Николы-угодника. Никола был епископом из захолустного римского города Миры, расположенного на юге современной Турции. Святителю Николаю приписывается беспримерное чудотворство. Он и укротитель стихий: утишает бури, ураганы, спасает от потопления суда. Он же заступник простого человека в самых обыденных делах. По преданию 22 мая и 19 декабря в Николин день сам святой сходит с небес и пешком обходит всю Русскую землю из конца в конец.

Покровская церковь. Великий праздник Покрова пресвятой Богородицы празднуется в память чуда, имевшего место в начале Х века в Царьграде. Греческая империя была в большой опасности от сарацин. Во Влахерском храме Пресвятой Богородицы народ усердно молился об избавлении от неприятеля. Молился со всеми и святой Андрей, Христа ради юродивый. Вдруг он поднял глаза и увидел на воздухе пречистую Деву, окруженную ангелами, пророками и апостолами. Она молила Бога о спасении мира и своим омофором осеняла всех молящихся. Молящиеся радостно вернулись домой и разнесли по городу известие о чуде. Сарацины вскоре были побеждены. Церковь положила праздновать это чудо 14 октября – в день, когда оно совершилось. Праздник Покрова празднуется только русской православной Церковью, хотя явление было в Греции. На Руси к Покрову всегда мыли и скребли весь дом, чтобы ни пылинки не осталось. С Покрова начинались свадебные недели.

Преображенский собор – посвящен чуду преображения, когда Господь явил трем апостолам – Петру, Иакову и Иоанну – славу свою на горе Фавор: с преобразившимся Иисусом Христом беседовали Моисей и Илия, и был из облака глас, глаголющий: «Сей есть сын мой возлюбленный, Его слушайте». Праздник Преображения Господня празднуют 19 августа. В народе его именуют Яблочным Спасом. В этот день пекут яблоки, блины, постные пироги с яблоками, грибами и ягодами.

Пятницкая церковь – во имя святой мученицы Параскевы. Эта великомученица жила во времена римского императора Диоклетиана. Её обезглавили в 304 году за отказ отречься от христианской веры. Родилась она, согласно житию, в пятницу, по-гречески «параскева». На Руси Святая Параскева-Пятница считалась женской покровительницей, «бабьей святой», заступницей. Невесты просили ее о женихе. Образочек с её изображением был непременным атрибутом базарной торговки и повивальной бабки. 10 ноября отмечают память святой Параскевы-Пятницы.


Сретенская церковь – в честь Сретения Господня. Праздник Сретения Господня установлен в память того дня, когда Пресвятая Богородица, повинуясь закону Моисееву, на сороковой день принесла своего первенца Иисуса в Иерусалимский храм, и старец Симеон встретил его и благословил. Симеону было предсказано, что он не умрёт, пока не увидит Мессию. В евангельской истории Сретение – это встреча Ветхого и Нового Заветов. Празднуется Сретение 15 февраля. В народе Сретение является границей между зимой и весной.

Успенская церковь – в честь Успения Пресвятой Богородицы. День Успения Божьей Матери отмечается 28 августа в память того дня, когда окончился земной путь Девы Марии. Она пережила своего сына на 10 лет. Умерла в Иерусалиме. Апостолы погребли ее в Гефсимании. Через три дня после погребения апостол Фома (неверующий), отсутствовавший на погребении, захотел увидеть её тело. Когда открыли гроб, тела там не оказалось. Это пребывание Матери Божьей во гробе и вознесение Её с телом на небо именуется Успением. На священнослужителях в этот день лазоревое облачение, а вокруг храма обычно насыпается дорожка их полевых цветов для Крестного хода с Богородичной плащаницей.







 

                                                 

 

Rambler's Top100
Используются технологии uCoz