Байки венского гостя.
Часть 1. Вена.
На излёте лета сбылась давнишняя мечта, мы летим в Вену. Нас четверо: Мурочка, я
и наши практически взрослые дети – Коля и Вероника.
Вена выбрана не случайно. Мало того, что Вена давно ждала своей
очереди в списке обязательных для посещения мест, так к тому же из нее очень
просто совершать набеги на соседние страны. В нашем плане ещё три города:
Братислава, Зальцбург и Мюнхен.
Дяденька полицейский, выведи нас отсюда!
Голос за кадром: «Наш самолет совершил посадку в аэропорту Вены. Местное
время 10-55, температура +25 градусов Цельсия».
Побродив какое-то время по аэропорту, мы отыскали и надыбали бесплатные
City Map. Спустились к электричкам и даже купили в автомате билетики на две
зоны. Покупали их долго, а затем ещё какое-то время просто пялились на стоящий
на перроне состав. С мыслями собирались. В результате наша электричка ушла.
Ладно, подождем следующую. Они каждые полчаса ходят.
Пока ждали, знакомились с картой и искали наш отель. Нашли, только при
этом одну карту пополам порвали. Ничего, их еще много будет впереди.
И вот мы едем в электричке и пытаемся сравнивать названия остановок за
бортом с остановками на карте. Что-то не получается. А!!! Это мы ещё в карту не
въехали. Пригороды пока.
Вот теперь пошли идентичные названия.
- Где пересадку делать будем? – интересуются девочки.
- А зачем? Заселение через два часа. Давайте пешком от станции Rennweg дойдем, -
бросаю крамольную идею.
Выходим в город. Ба!!! Как красиво! Идём, болтаем, руками размахиваем,
фотографируемся. Ах, какой парк, какие цветочки, какие скульптуры!!!
Через какое-то время выясняется, что мы вышли по другую сторону железной
дороги. Нужно возвращаться. . .
Только перешли железку, видим нарядный пятиглавый православный храм,
стоящий на типично европейской улице. Смотрится странно.
По улице прогуливается полицейский. В нашу сторону поглядывает. А мы как
раз на лавочке под пешеходным мостиком переодеваться затеяли.
Полисмен, делая вид, что мы его совсем не интересуем, посвистывая и глядя
то на кресты храма, то на объявления о службе, подкрался почти вплотную к нам. И
так и шпионил, пока мы не убрались с его территории.
Шагаем по Jacquimgasse. Солнце в зените, спрятаться негде. Справа стена
Ботанического сада, слева нарядные дома. Подходим к калитке сада, заходим. По
шуршащим гравийным дорожкам путешествуем по парку. Тут и огород с капустой и
зеленым луком, и заросли тростника, и мохнатые мамонтовые деревья, клумбы,
фонтаны, лавочки с влюбленными парочками, просто граждане-ботаники с
фотоаппаратами и блокнотами.
Ботанический сад оказался ловушкой. Вход есть, а выхода нет. Вернее вход
– он же и выход. Сделав круг по довольно обширному саду, возвращаемся в исходную
точку.
Мура ворчит: «Я так и знала, что выход только один. Зачем мы туда с
рюкзаками поперлись?»
Обогнув Ботанический сад, вышли на оживленную штрассе. Впереди видна
буква U обозначающая метро.
Так, где это мы? Ага, за полтора часа мы не сильно продвинулись.
- Ну, что, нагулялись?
- Да уж, хватит. Поехали на метро.
У входа в метро неизвестная модификация автомата. Хорошо, что Коля
немного понимает по-немецки. Ему и поручается важная функция нашего обилечивания.
Потыкав разные кнопочки и всунув в щелку денежку, получаем билетики.
Спускаемся к поездам. На платформе табло с горящим расписанием. Аж три маршрута
приходят на платформу. Какая же путаница! А тут еще поезд подошел.
- Садимся! – зачем-то кричу я – Там разберемся.
Проехав две три станции, разобрались. Мы едем не в ту сторону. Хотя можно
и так. Только путь станет в пять раз длиннее. Но сил бороться с этим уже нет.
А главное, ехать в венском метро совсем не скучно. Больше половины пути
состав идет по поверхности. За окном мелькают дворцы, храмы, зеленые парки.
Получается бюджетная обзорная экскурсия.
На пересадке поджидая очередной поезд, читаю путеводитель.
- Коля! А тут написано, что билетики нужно пробивать, когда в транспорт входишь.
А мы не пробили. (Когда из аэропорта ехали, нам кондуктор билеты проштамповал).
- Ерунда. Притворимся идиотами. У нас же есть билеты на электричку на две зоны.
Мало ли мы туда-сюда два часа катаемся. Скажем, что запутались и попросим нас
проводить.
- Дяденька полицейский! Выведи нас отсюда!
Не прошло и трех часов, как мы приземлились на австрийской земле, а мы уже
подходим к нашему отелю «Gardenhotel Altmannsdorf»
- О! Как, кстати, SPAR совсем рядом.
Главный шпиль Вены, он же ровесник Москвы.
На площади святого Штефана стойкий запах лошадок. Тут и там снуют
разряженные «моцарты» с программками спектаклей, вылавливают в толпе туристов и
пробуют приобщить их к высокому искусству.
Фиакры полукольцом окружают собор, ждут публику. В цену входит
двухкилометровая поездка и рассказ на немецком языке. Но что для нас два
километра, и что такое рассказ на немецком?! Мы ж другими масштабами живем, и на
другом языке думаем. Не поедем.
Идти и на ходу читать путеводитель довольно сложно. То и дело отстаю от
семейства.
- Господа, для кого я читаю!?
- Вот сейчас сядем под Чумную колонну, там нам и прочтёшь.
- Итак, собор св. Штефана – ровесник Москвы (1147г.). Но он столько раз
перестраивался, что даже перечислять не буду. Высота самой высокой башни 66 м. А
эта замечательная разноцветная крыша с гербом сделана из 250 тысяч майоликовых
плиток.
Пирожные от Захера.
Плутая по лабиринтам Хофбурга, мы неожиданно для себя вышли на площадь
Альбертинаплац.
- Ребята, это же замечательный музей - Альбертина! А напротив гостиница Захер,
при ней кафе и знаменитые тортики.
- Тортики, это хорошо! – оживились девочки.
Торт это слишком жирно, поэтому заказываем четыре разных пирожных Захер.
Дегустация напоминает цирк. Съел ложечку, облизнулся, посмаковал. Глядь, а перед
тобой уже другое – это Анька своё подсунула. Ладно, давай твоё попробую. Снова
прижмурил от удовольствия глаза. Во рту тают взбитые сливки, подслащенные
шоколадной печатью «Hotel Sacher Viena». Открыл глаза, а передо мной Вероникин
штрудель.
- Ну! Я так не играю!
А они ржут. На самом деле мы все время хохочем, непонятно от чего. Венцы
и другие иностранные граждане с любопытством смотрят, что же нас рассмешило? А
ничего. Нас и без таблеток прёт. “А в наркотиках я не нуждаюсь. Я и без них вижу
жизнь живописной. У меня и справка есть.” (“Даун Хаус”).
Музей Альбертина.
Музей Альбертина – громадная картинная галерея. Но первые экспонаты не
картины, а смешные фигурки обезьян. У одной в лапах кисти и мольберт, у другой
хвостатой бестии - книга. Как же они нас людишек напоминают в своей тщете
показаться умными и культурными.
Первый, то бишь нулевой этаж Альбертины занимает временная выставка Walton Ford.
(Не знаю, как склонять имя на иностранном языке). Меня впечатлило, детей нет. На
картинах животные в таких немыслимых ситуациях, что диву даёшься. Вот горилла с
переломанным ружьём, ковыряется дулом во рту, а в углу картины видны ноги
незадачливого охотника.
Шимпанзе на цепи сидит на балконе. Перед ней брошенная записная книжка и
гусиное перо, а на заднем плане пылают джунгли. И таких сюжетов три зала!
Зато детям Моне понравился, но это уже на третьем этаже было. Там же Марк
Шагал и его летающие лошадки, домики и синяя трава.
В Альбертине экспонатов сотни тысяч, но экспозиция постоянно меняется и нам,
по-видимому, не повезло. Ждали большего.
Но музей запомнился. Один Дюрер чего стоил. Например, «Молодой заяц». Ане
«зайка» настолько приглянулся, что пришлось ей купить магнитик с его
изображением. Теперь на нашем холодильнике живет.
Шёрнбурннские зонтики.
Мы когда отель в Вене выбирали, старались место найти потише, подальше от
дорог и центра.
- Гляди, Ань, вот этот наш хотель! Улочка с односторонним движением, парки
вокруг. А это, глянь, Шёрнбурннский парк. Помнишь фильм «Шернбурнские зонтики»?
- Что-то помню. Но, кажется, он немножко не так назывался.
- Так. Точно! Правда, кино я плохо помню. Помню только что про любовь. Дождь всё
время идёт, музыка и поцелуи под дождем.
(Как выяснилось позже, Шербур – нормандский городок никакого отношения к
императорской резиденции Шёрнбурнн не имеет. А всего-то пара букв не совпала
J).
Всю ночь и утро льёт дождь. Семья взбунтовалась и не хочет идти со мной в
Шёрнбурнн. Ну и ладно, один пойду.
До парка от отеля километра полтора. Так что вскоре я ступаю на его шуршащие
желтые дорожки. Зеленые своды вековых деревьев почти смыкаются надо мной. То и
дело ко мне подбегают белки. Я останавливаюсь и делаю приглашающий жест: на-на.
Дурочка заглядывает в пустую ладонь, фыркает и убегает.
Парк роскошный. Каждый поворот аллеи дарит новую неожиданность. Тут
скульптура борца с чумой. Там отрылся блестящий (масляный) зеленый луг. А ещё
через сотню метров - пруд с уточками, а над прудом ресторан с колоннадой и
скульптурными композициями. Внизу фонтаны и затейливые клумбы, а ещё дворец. По
дорожке к дворцу медленно ковыляет группа под разноцветными зонтиками. Видимо
автобус туристов привез.
Пройдя зеленый лабиринт из подстриженных кустов, обнаруживаю бронзовую
клетку-голубятню. А чуть дальше в закрытой беседке фигура девушки с кувшином.
Может быть, помните одноименный фонтан в Екатерининском парке Царского села?
Да, и фонтанов здесь хватает. Сразу вспоминается Петродворец с его
раззолоченными «Гераклами и Львами». Но здесь в Шернбурнне золото не отвлекает,
его нет. И это правильно.
На весь Шёрнбурнн времени у меня не хватило. Я обещал вернуться через два часа,
а вернулся через три. Не осмотренными остались зоопарк, лабиринт и дворец. Но
впечатлений хватило. Отличная прогулка, на пятёрку.
Пан Хундертвассер –
смешной чудак.
Дом
Хундертвассера, Kegelgasse, 36. Кто побывал в Вене и видел этот дом, не мог
остаться равнодушным. Можно соглашаться с концепцией художника, а Хундертвассер
в первую очередь художник. Можно ужасаться его запредельной фантазией. Но
равнодушно смотреть на его творчество не получится.
Не стану раскрывать эмоции семейства, а расскажу лишь о своих. Этот сказочный
дом, яркий, улыбающийся, с зеленой шевелюрой на голове – вызов всему серому и
безликому: коробкам из бетона, стеклянным гигантам, всему
однообразно-разнообразному.
Стою и не могу наглядеться. Фотографирую и не могу нафотографироваться. Как
унести это чудо с собой? Как сделать так, чтобы вокруг было больше сказки?
Дом-жильё в идеале – это уютная безопасная нора со множеством глаз-окон. А
живущий в этой норе человек вправе разукрасить его как ему вздумается, докуда
кисточка дотянется. «Станьте ближе к Природе!» - призывал голый художник в шляпе
на телешоу «Как нам обустроить город».
В Вене ещё два шедевра Хундертвассера – Венский дом искусств и фабрика по
переработке отходов. В доме искусств побывали. Походили по его волнообразным
полам, поспотыкались и поулыбались.
А до завода по переработке мусора не дошли. Лишь видели его издали. Огромный
синий шпиль с золотым шаром посреди. Австрийцы называют его «золотой задницей
Вены».
Хойригер
– австрийский вариант Божоле.
Зашли мы как-то в кабачок. Народищу – уйма! Официанты с ног сбились, не
успевают обслуживать. Мы сидим, и в ожидании головами крутим.
- Странно, никто не закусывает. Только пьют.
- Ба! Да это же «венский хойригер». Вон в путеводителе про него написано. С 17
августа по 11 ноября тавернам разрешено торговать собственным молодым вином. А
закуски нужно набирать в буфете и там же расплачиваться.
Нам принесли по виртелю (1/4 л) прозрачного розового вина в запотевших рюмках.
Мы сделали по глоточку и тут же попросили повторить.
Бельведер –
тут прячут Климта.
Заходишь в магазин сувениров, и тут же попадаешь в окружение
клонированных «моцартов» и «климтов». Моцарты сладкие и сорокаградусные в
коробках и бутылочках. А романтические работы художника Густава Климта
остроумные австрийцы перенесли на тысячи разнообразных предметов. Вот бумажная
салфетка с «Адамом и Евой», кружки с «Поцелуем», полотенца с «Данаей»,
постельное бельё с «Объятием» и т.д. и т.п.
Но сравнивать музыку с шоколадом и картину с полотенцем нельзя! Для
музыки не существует границ, и мы можем наслаждаться звуками где угодно. А
картины Климта нужно увидеть воочию. Лучшие его работы находятся в Верхнем
Бельведере – во дворце принца Савойского.
Не теряйте время на разглядывание кружек и тарелок, приходите в
Бельведер. Сядьте на бархатную скамеечку в зале Климта и полюбуйтесь на его
работы. Климт щедро одарил полотна любовью. Её и нам хватит, и будущим
поколениям останется.
Продолжение следует. А пока
посмотрите фотографии Вены.
Продолжение:
Часть 2.