Главная   Дневники А.М.  Велопоходы Водные пох-ды  Лыжные пох-ды Горные лыжи Походы вых.дня  Другие пути-я

«Момент истины» - 100 км на лыжах за день.
                            О лыжном супермарафоне, состоявшемся 19 февраля 2006г.

«Вот и настал тот день, о котором так долго говорили большевики.» В.И. Ленин

Сто километров на лыжах за день. Много это или в самый раз? Ответ на этот вопрос сугубо индивидуальный. В Москве лыжников бегающих такую дистанцию не больше двухсот, так что процент от населения нетрудно подсчитать. Но ведь их могло бы быть гораздо больше.
  Что же нужно для этого? Как не удивительно, но ничего сверхъестественного. Во-первых, надо любить лыжи. Ощущать кайф от хорошего скольжения. Во-вторых, не курить. Я курил больше двадцати пяти лет и все эти годы у меня были проблемы с дыхалкой. Но бросив, уже через год активно-спортивной жизни эти проблемы исчезли. В-третьих, нужно иметь досуг – хотя бы один день в неделю. Что бы этот день целиком посвятить тренировке. И наконец, в-четвертых, нужно побороть свою лень, встать субботним утром в шесть часов и присоединиться к группе таких же энтузиастов.

Знакомство с чудо-богатырями.

Про лыжные клубы Дмитриева и Сафронова я узнал лишь в начале 2005 года. Странно, ведь существуют они уже лет тридцать. И я те же тридцать лет катаюсь на лыжах. Но пути наши не пересекались.
Произошла же наша первая встреча так:
  В тот февральский день мы небольшой компанией собирались пробежаться по известному подмосковному маршруту Морозки-Поварово. По дороге к платформе Бескудниково в автобусе разговорился я с тетечкой-лыжницей. Куда, зачем едет, с компанией или как? Так вот тетечка оказалась из группы поддержки «супер-сотни». Супер-сотня, объяснила мне тетя, это лыжный праздник, устраиваемый ежегодно лыжным клубом. В данном случае клубом Сафронова. Заранее прокладывается 100-километровая лыжня. А ещё на пути лыжников организуются костры с горячей едой и питьем.
Я в свои сорок лет (можно сказать мужчина в полном рассвете сил) больше полтинника за день никогда не хаживал. Поэтому людей бегущих «сотню» представил себе как чудо-богатырей. И вот стартовав в Морозках, мы идем и с нетерпением ждем встречи с ними.
  Встретили. Бегут дядечки, возраста разного, телосложения тоже разного и еще видно по ним, что нашего круга люди – туристического. Редко кто в лыжном костюме бежит, все больше в штормовках, бахилах и рукавицах.
Идем, значит, мы им на встречу и вежливо дорогу уступаем. Подбадриваем их, как можем, а сами все об этой «сотне» думаем. Вдоль лыжни флажки километровые висят, помогают сориентироваться во времени и пространстве. Вот идем и прикидываем, «а сможем ли мы «сотню» за день пройти?» И получается, что вроде сможем. Проходим километр за шесть минут.

Первый блин.

Не стали откладывать такое дело в долгий ящик. Разузнали маршрут и к следующим выходным, организовав группу поддержки, впятером ломанулись в Поварово.
  Но…..увы, с самого начала все пошло не так! Что-то мы не рассчитали. Была суббота, и никто с воскресенья по лыжне не ходил, а снега за неделю навалило выше крыши. Но я же упертый, никаких «ренегатских» разговоров не слушаю. Рвусь вперед, а когда выдохнусь, то сзади народ палкой подпихиваю.
Тропили впятером до Рогачевского шоссе. А за ним пройдя ещё километр, наконец-то встретили первых лыжников, идущих из Морозок. Парня с девчонкой. Господи, до чего же мы все обрадовались этой встрече! Чуть ли не расцеловались.
  У р.Волгуши встречные лыжники пошли косяком. Правда, лыжню нам уступать не торопятся, потому как мы без номеров бежим. Зато лыжня стала приличной. Так что мы духом то воспряли.

У Морозок встретили нас наши дорогие друзья: Кирилл Мордвинцев, Супер-Машка, Миша Захаров и Вася. Накормили, напоили, обогрели, подбодрили. Спасибо им огромное!
  Отдохнув минут двадцать, дальше бежим. Но из графика мы явно выпали. Никак сотню не успеем пробежать. Так что меняем цель и движемся в Калистово.
  Последние два часа идем по сказочному ночному лесу. Звезд высыпало, просто диву даешься. Отвыкли мы в Москве от этого. Дима Коробкин (17-ти летний парень) говорит мне: «Спасибо тебе Андрей, за то, что вытащил меня сегодня на лыжню. Я так здорово еще не катался!»
  Так никто из нас ещё так не катался. Ночью на лыжах с фонариком на лбу. Хотя какая ночь?! В девять вечера мы дошли до платформы Калистово. 75 километров за 12,5 часов. Что ж, неплохо для первого блина.

Первый выход с клубом Дмитриева.

Темное зимнее утро. Семнадцатое декабря 2005 года. Платформа Ховрино. Лыжников вокруг до хрена, а родных рож что-то не видно. Ни Димки, ни Петра Юрьевича.
  Позвонил Пете. Тот извиняется. Не смог, говорит, лег очень поздно. Оказывается, он вечером звонил, предупреждал. Да я спал в это время. А на Димку в последнее время совсем рассчитывать нельзя. Загуливает он. Все ждем с его мамой, когда же он перебесится. Да только пока конца этому еще не видно.
Так вот едут «Дмитриевцы» обычно в третьем вагоне. Это надо видеть, потому что передать словами сие представление сложно. Но попробую. Представьте в вагоне около сотни лыжников. Ор стоит страшенный. Это они здороваются, обсуждают лыжи, мази и тому подобные вещи. И хотя больше половины из них достаточно спокойные люди, зато остальная часть вносит жуткий сумбур. Всю дорогу они мажут свои лыжи, переодеваются, переобуваются, пьют чай, закусывают и при этом не замолкают. Публика в вагоне с интересом наблюдает это шоу. И лишь люди с железобетонными нервами продолжают спать.
  Вылезли на платформе Покровка. Передо мной ковыляет дедушка, хромает на обе ноги. Наблюдаю за ним: а он на лыжи-то встал и пошел, и пошел. Оказывается, у него ноги больше к лыжам привыкли, чем к пешему ходу.
На первых двух-трех километрах произошло распределение мест на лыжне. Первыми бегут спортсмены. Вернее так, впереди пять здоровенных «лося» бегом тропят лыжню. За ними еле-еле успевают «спортсмены». Они окончательно выглаживают и утаптывают лыжню. А уж за «спортсменами» далеко растянулось остальное войско. Это так называемая «старая гвардия».

Я, поначалу сгоряча обогнав «старую гвардию» устремился вдогонку за «спортсменами», но через час совершенно выбился из сил. Не мой это темп. Да еще последствия «тяпницы» сказываются.
Остановился в лесочке, отдышался, перекусил. И уже в своем темпе продолжил поход. Дальше на пути все чаще стали попадаться овраги. Тропильщики несколько раз петляли не в ту сторону, возвращались. В итоге к месту обеда пришли все вместе.
  Организация костров напомнила мне фильмы о комсомольских стройках. Такой же гвалт, суета. Мужики как муравьи облепляют дерево. Смотришь, а от огромного ствола уже ничего и не осталось. Растащили на бревна.
Горят огромные три костра. Вокруг них «диваны» - здоровенные еловые бревна. На «диванах» сидят довольные жизнью люди. Жуют бутерброды, болтают. На кострах закипают каны с водой. Часа полтора длится обед. Но вот в половине третьего народ начинает расходиться. Дальше все идут свои темпом, парами или поодиночке.

В результате этого похода у меня завязалось несколько знакомств. Одно из них (с Ренатом), ждет большое будущее. В воскресенье он ведет меня на просмотр фильмов «Российского клуба велопутешетвий» в МИЭМ. А во вторник я уже беру билеты на Чегет. Там с Ренатом и его другом, еще мне не знакомым, собираюсь провести новогодние каникулы.

Момент истины.

К супер-марафону я начал готовиться, как только выпал первый снег. Но в последнюю неделю перед девятнадцатым февраля 2006 г. я уже ни о чем другом и думать не мог адекватно. Проблемы работы и семьи – все отодвинулось на второй план. Всю неделю постоянно ощупываю свои руки и ноги. Мышцы все еще болят. Смогут ли они восстановиться к воскресенью?
  В понедельник побегал немного в парке рядом с домом. Катит шикарно. Еле сдержал себя, чтобы не переусердствовать. В среду, сидя у телевизора и смотря олимпиаду, парафиню лыжи. В четверг, на том же месте, в тот же поздний час втираю тормозящую мазь. Семейство с подозрением косится на меня. Раньше за мной такого не замечалось.
  Суббота. Впервые остаюсь дома. Дети в шоке.
- Папа, а чего ты никуда не поехал?
- Завтра поеду.
  Целый день проходит в суете, от которой я уже отвык. Прогулки, поездки, магазины, снова магазины, готовка, телевизор. А к вечеру разболелось горло. Подцепил где-то вирус. Вот ведь хрень!
Полночи мучаюсь. Глотать больно. Зато проснулся легко и рано. Аж в 4-50. Отлично. Значит смогу стартовать пораньше.

(первый этап пл.Морозки - костер у д.Зеленино)

Основные силы стартуют в 8-30, а «сумасшедшие жаворонки» в 7-30. Нас – жаворонков оказалось семеро. Бежим, постепенно растягиваясь и настраивая бег под себя. Это оказалось самым важным. Интуиция не обманула. С какой скоростью я начал марафон, с такой и пришел на финиш.
Погода сегодня выдалась отличная. Утро ясное и температура около -150С. Лыжи скользят прилично. Сухоцветы все в хрустальной изморози. Солнышко светит в спину, не мешает. Вокруг природа нарядная, праздничная. Ну и настроение соответствующее. Больное горло заливаю ледяным соком. А если это не помогает, то поддерживаю праздничный настрой залихватскими песнями. Удивительно, но помогает.
  На дистанции запланировано три «теплых» привала с горячей кормежкой. И первый из них на 35 километре уже не за горами (он за оврагами). Представьте: едете, едете, и вдруг на ветке видите листок в клеточку, а на нем написано: «До костра 2км. КРЕПИСЬ!» А вскоре и следующий - «До костра 1 км. Чай кипит!» А вот и еще один – «До костра 200м. КАША СТЫНЕТ!» И вот ты уже чувствуешь запах костра, слышишь голоса людей. Доехал! УРА!

Огромное, преогромное спасибо группе поддержки за великолепный обед, за волшебный грибной суп, за прекрасную походную геркулесовую кашу с курагой, за морс, за все, за все. А главное за Ваше доброе участие к нам!

(2 этап "петля" от костра до состра)

Жаль, что нельзя долго задерживаться у костра. Мышцы остынут, и будет тяжело входить в нужный ритм.
Дальнейший маршрут идет по тридцатикилометровой петле и заканчивается у того же бивака. Эта часть пути показалась мне самой сложной. Начали болеть суставы: локти, колени. Уже природой не любуюсь. Просто терплю. А когда совсем тяжко, то пою унылые песни. «Бродяга к Байкалу подходит», «Ой то не вечер, то не вечер . .»
Человек двадцать меня на этом участке обогнало. Но это не беда. Главное, что я из своего графика не выбиваюсь. 3-50 – первые 35 километров, 25 минут отдых, и 3-45 - следующие 30 километров. Прекрасный результат для меня.

На привале снова вкушаю обалденный грибной супчик. Чай с вафельным тортом. Все это такое вкусное! Ну, куда ресторанам тягаться!

До «прощального костра» 29 километров. Эта дорога хорошо мне известна. Лишь бы осилить первые 15 из них, а остаток почти все время под горку. Это моя любимая часть маршрута.
  Все кто хотел меня обогнать, уже давно меня обогнали. Так что еду в полном одиночестве. Фонарик на лбу. Снег лепит в морду. Я чувствую скорый отдых и поэтому гоню, что есть сил. И при этом распеваю песню группы «Ноль» «про гонщика». «Крепко сидит мой резиновый шлем на го-ло-ве! . . . .»
Но вот и финиш. Отмечаюсь на листочке, приколотом к дереву. 19-33. У костра отдыхают гордые за себя «гонщики». А еще здесь же меня встречает моя личная группа поддержки: Дима Коробкин с целым пакетом бутербродов и фруктов. Приятный сюрприз. Спасибо, Дима!

(3 этап - от костра до финишного костра перед Ленинградским шоссе (29км) и дальше к ст.Поварово еще 6 км)

Чуть отдохнув и попив чайку, трогаемся большим коллективом к ст.Поварово. Ещё шесть километров. Но уже никто никого не обгоняет, никто никуда не спешит. Все удовлетворены на 100%, на 100 км. И мне кажется, что все участники этого действа чувствуют себя победителями. Мы победили свою лень, свою жалость к себе. Мы сделали это. И не важно, за сколько часов ты прошел: за восемь или за четырнадцать. Главное, что ты это смог. Это ведь не «Лыжня России», здесь не из-за чего толкаться. Здесь каждый борется только с собой. Поэтому и победителей так много. УРА победителям!

Инфекция меня не пощадила и с работы в понедельник я вернулся совершенно разбитый и с соплями до колен. Зато во вторник остался дома отлеживаться и написал этот рассказ. А то когда бы я время нашел?
Через пять минут пойду по телевизору биатлон смотреть – эстафету мужчин 4 по 7,5. Ну и повезло же мне!

(Весь маршрут супер-марафона от Морозок, через петлю и к Поварово)