Главная   Дневники А.М.  Велопоходы Водные пох-ды  Лыжные пох-ды Горные лыжи Походы вых.дня  Другие пути-я

       Музей культурных путешественников - Музей кочевой культуры.

  Кто из Вас считает себя туристом? Все! Уверены? Во времена Александра Сергеевича Пушкина туристом называли англичанина, совершающего кругосветное путешествие. Вы разве англичанин?
- Значит, мы путешественники! - ответите мне Вы.
- Точно? А скажите, что Вам понадобиться, чтобы путешествовать целый год? А два? А всю жизнь? Без чего Вы готовы обойтись? С пластиковой карточкой не разожжешь костер в мокром лесу, не построишь убежище в заполярных сугробах, не купишь воды в пустыне. Но люди-то как-то путешествуют, как-то выкручиваются, и даже наслаждаются жизнью в совершенно экстремальных условиях. Они и есть настоящие путешественники – современные кочевники – жители тайги и тундры, степей и пустынь. С бытом одного из древнейших кочевых народов - монгольских кочевников мы познакомились в удивительном и неожиданном месте.

* * * *
  Москва ужасно большая деревня. В Москве, как в Греции, есть все. Но увидеть такое мы не ожидали. Неподалеку от метро Авиамоторная во дворе школы раскинулось стойбище кочевников.
Тут и киргизская юрта, монгольская юрта, чукотская яранга, ненецкий чум, шаманский чум, юрта-библиотека, гостевая юрта для сабантуев, крошечная юрта-туалет, палатка бедуинов. На почетном месте возвышается на деревянном помосте-арбе ханская юрта. А рядом с ней единственный в Москве буддийский храм – Дуган.
У решетки забора выстроились в длинный ряд распряженные экипажи: сани-розвальни, дровни, возки (крытые санки), кережки (сани лопарей). Примерно 10 единиц полозных транспортных средств.

  * * * *
  В монгольской юрте нас встречает Константин Куксин – этнограф, путешественник, сказочник, директор собственного музея и по случаю 8 марта экскурсовод.
- Заходите, гости дорогие. Рассаживайтесь. Женщины и девочки, пожалуйста, на женскую половину, мужчины и мальчики на мужскую.
  Мы садимся на деревянные расписные кровати застеленные войлоком. На полу тоже войлок. Оглядываемся, дивимся множеству предметов непонятного назначения развешенных на стенах.
Костя легко и непринужденно начинает рассказывать нам о жизни кочевников. Монголия – его конёк. Каждое лето он там. Кочует, водит группы туристов, просто гостит у знакомых.

  * * * *
  Для начала меня поразило обилие деревянных предметов в юрте. Как откровение узнаю, что треть страны занимают леса. Преобладают лиственницы. А для меня Монголия всю жизнь была пустыней Гоби и альпийскими лугами.
  * * * *
  Константин облачается в синий шерстяного сукна халат. Застегивает его на шарики-бубенчики. «Если в доме гости – халат из уважения застегивают полностью», - комментирует Костя. На голову надевает четырехугольную шапочку с серебряной башенкой сверху. «Шапочка – обязательный атрибут монгола. Даже кушают в ней. А когда произносят тост, то обязательно сначала поправляют шапочку».
  Костя лихо сдвигает шапку на затылок и произносит тост на-монгольском.
  Затем достает яркий оранжевый пояс и плотно им обматывается.
- Это короткий 3-х метровый. Обычно он значительно длиннее. Знаете для чего?
- Для тепла?
- Нет. Вы пробовали скакать верхом целый день? Я пробовал. Спина начинает разваливаться. Так вот пояс предохраняет спину от переутомления.

  * * * *
  Обратите внимание на рукава халата. Их можно развернуть и согреть руки. Вот так наклонить к огню, и сразу тепло пойдет сквозь широкие раструбы. О-о-о! Хорошо!

- Помните какую-нибудь русскую поговорку, связанную с рукавами?
- Да!!! Работать спустя рукава! – радостно кричат дети.
- А ещё?
- Работать, засучив рукава, - предлагаю свой вариант.
- Да, и так говорят. Хотя предпочтение отдают работе спустя рукава. Не спеша и тяп-ляп.


  * * * *
  Как говорил Чингисхан: «Мужчина в юрте в гостях у хозяйки. Мужчина живет в седле и умирает в битве». Все необходимое мужчина носит с собой. Во-первых, нож. Вот в таких красивых ножнах. Когда приходят в гости, то нож вынимают из-за пояса и оставляют висеть на цепочке на поясе. Чем длиннее цепочка, тем более мирные у тебя настроения.
  Ножом и едят, и воюют, и работают. Константин показывает, как едят с помощью ножа.
- А теперь посмотрите, что ещё в ножнах. Палочки. Да, наследие Китая. В свое время китайцы запретили монголам есть при них руками. Так что пришлось заводить палочки.
- А теперь попробуйте догадаться, для чего эта вещь? – Костя подходит и каждому показывает латунную увесистую закорюку украшенную драконом.
- Может для красоты? Может, чтобы чесаться? Коня чесать?
- Нет, нет, нет. Чесаться можно и рукой. А это – приспособление для развязывания узлов. За день кочевник завязывает и развязывает более сотни узлов. Поглядите, в юрте все на узелках. Попробуйте развязать мокрый заледеневший узел, да ещё на морозе и ветре.


  * * * *
  Костин рассказ об обычаях строится на сравнениях и поэтому намертво западает в память.
- Как уходили в путешествия русские крестьяне? Матушка на дорогу пекла сыну краюху хлеба. Он краюху прятал за пазуху. Вот для чего ему нужна была краюха?
- Может, чтобы поесть? – предполагает мальчик сидящий рядышком со мной.
- Нет. Не только. Вот придет он в деревню к ночи, постучится в избу. А когда его пригласят, то он на стол краюху и положит. Этим он показывает, что он такой же мирный крестьянин как и они, а не разбойник-душегуб.
- Вау, интересно!
- Не то слово. Его и вечером накормят и утром, а в дорогу свежую краюху дадут. Так он хоть год может с краюхой проходить. А теперь вспомните, какой у русских похожий обычай сохранился?
- Дык, с бутылкой в гости ходить, - ввернул я.
- Ну, да. Или с чем другим. Главное не с пустыми руками.

- А если мы придем с угощением в гости к монголу, то смертельно обидим его. Монголы безмерно доброжелательны и гостеприимны. Они будут тебя три дня кормить и имя твое не спросят.
Далее следует рассказ о том, как группа туристов попала в буран, разминулась с машиной сопровождения, как их приютила женщина, как их два дня кормила-поила, одеждой делилась, а на прощание ещё и гостинцев надавала.
- Кочевники народ щедрый и гостеприимный, но живет он в суровых условиях и приучен обходиться минимум вещей. Все время в разъездах, сборы-разборы. А что делать, если в гости к тебе приехала большая компания, а посуды на всех не хватает?! Вот для такого случая каждый монгол носит за пазухой чашку.
Костя покопался в сундучке и достал деревянную плошку, показывает нам.
- Вот такую. Она небольшая. Это от того, что баранина – основная пища кочевников – быстро застывает. Ее едят очень горячей. Гость ест, а хозяйка подливает, подливает.
Костик присел на корточки перед чугунным казаном, снял крышку и половником размешал светло-бежевую горячую жидкость.
- Чай монгольский варю. Мы его ещё с Вами испробуем. Его нужно кислородом напитать. По правилам 108 вот таких движений нужно сделать.
  Костик зачерпывает и, приподняв половник, выливает чай обратно.

  * * * *
  Костя приглашает одну из девочек померить платье. Девочка Варя наряжается в шелковое зеленое платье, богато украшенное золотыми узорами-финтифлюшками. Костя оборачивает ее поясом и надевает красивую шапку с длинными торчащими в сторону ушами. Треух.
- А теперь, Варя, ты, как хозяюшка, будешь подавать гостям монгольский чай.
  Костя разливает, а Варя разносит стаканчики.
  Некоторые отказываются или берут один стаканчик на двоих. А мне вкусно. Прошу добавки. Я бы еще маслица и соли добавил.
  * * * *
- Вот еще один необходимый предмет.
- Это кошелек! – дружно угадываем мы.
- Правильно.
  Кошелек, как переметная сумка одной половиной затыкается за пояс. Другая свободно болтается.
Дальше наш дорогой директор предлагает угадать назначение следующего предмета.
Какая-то железяка с приделанным к ней кожаным кошелечком. Кстати, почти все предметы имеют веревку и противовес. Чтобы из-за пояса не вываливались.
Никто не может определить назначение. Для чего эта тяжелая железяка и крошечный кошелечек?
Убедившись в нашем бессилии, Костя демонстрирует маленькое чудо. С помощью камешка и железяки разводит маленький костерок в чашке.
- Огниво! – радуется мальчик – мой сосед по койке.
- Молодец! А это что? – Костя достает из кошелька деревянный флакончик. Вытягивает из него палочку щепку. – А это что?
Мы в недоумении. «Может духи?» «В ушах ковыряться?»
- Вы что не знаете, что для уха идеально подходит мизинец, а для носа – указательный палец? Нет, это не ковырялка – это табакерка. Табак в Монголии роскошь, предназначен только для дорогого гостя. Но вот представьте, едет монгол, долго едет, неделю человека не встречал. Вдруг всадника увидал. Ах, поговорить-то как хочется! Монгол вынимает одну ногу из стремени и свешивает ее. Это «приглашение», ой как издалека, видно! Отказываться от приглашения поговорить не положено. Съезжаются. Начинают разговор. Константин Куксин
- Мы хорошо кочуем. А вы как кочуете?
- Спасибо и мы хорошо кочуем.
- У нас на перевалах этой зимой совсем мало снега было. Хорошо. А у Вас?
- И нас, слава богу, тоже на перевалах снега мало было.
    * * * *
  Через пять, а может десять минут таких приятных разговоров (жаловаться никак нельзя) один из собеседников интересуется:
- Мы с тобой ведем такую приятную беседу, и совсем забыли представиться. Меня зовут Джавха.
- А меня – Болор.
- О! А не внук ли ты старого Дэлгэрсайхана?
- Да! Он.
- Вах, какая радость! Значит мы родственники. Позволь угостить тебя табачком. (Все монголы родственники Чингисхана).
- С удовольствием! А ты попробуй моего.
Достают из кошелей табакерки и держа их в правой руке обмениваются, ясное дело, что при этом ни один с седла не слез. Вынимают из табакерок палочки-ложечки. Но не суют их в нос, а крошат на ноготь и нюхают табачок.
Я, как единственный мужчина, которому уже исполнилось сорок лет, участвую в обряде нюханья. Косте пока нет сорока, поэтому он, не открывая табакерку, просто подносит ее к носу и хвалит. «Вах, какой замечательный запах!»

  Всё, дальше не буду рассказывать, не просите. Вы уж сами сходите и послушайте Костю. Я Вам рассказал лишь малую часть, того что услышал за два часа. А ведь были ещё музыкальные инструменты, песни, интереснейшие рассказы из жизни, детальная разборка жилища, картины и утварь, обряды кормления духов, разговоры об истории народов Мира, о современной Монголии, о письменности и эпосах, о Далай-ламе. А в конце дети долго и счастливо стреляли во дворе из луков.

8-916-513-31-48 - телефон для заказа экскурсии.
http://nomadic.ru - сайт музея.
В музее больше десяти программ для взрослых и детей. Я обязательно приеду сюда снова и племя приведу.



 

Rambler's Top100
Используются технологии uCoz