Главная   Дневники А.М.  Велопоходы Водные пох-ды  Лыжные пох-ды  Походы вых.дня  Другие пути-я

                                           По Карелии. 

                                                                            Рассказ Марьяны Пискаревой.
Где-то между Питером и Мурманском, в Северной Карелии, есть Ондозеро, уходящее в реку Онда. Места безлюдные, но ещё не совсем дикие. Изредка попадаются единичные представители ондо-рыбаков, ловящих остатки ондо-рыбы. Зато ондо-комаров, мошкары и других «милейших живодёров» предостаточно.
6 июля.
На станцию «Сегежа» прибыли в 0.10. Встретили нас три УАЗика и Нива. И, конечно же, комары. Ещё светло. Немного зябко, особенно после тёплого вагона. Погрузились быстро. Едем. Водитель рассказывает о местной живности, погоде, белых ночах (на которые мы как раз и попали), незаходящем солнце в Мурманске. Первые минут 20 дорога вполне ровная (по местным меркам, видимо, элитная автострада). А затем начинается хорошая (опять же по местному) дорога – колдобины, лужи. Трясёт отменно. В итоге наша машина заблудилась. Где-то 3 утра. Кругом лес, болота, холодно и мокро. Карты нет. Никаких ориентиров. Водитель отправился искать остальных. И всё безрезультатно. Отыскали нас два Лёши, провели к стоянке.
Уехали машины. Стоим на мысу у озера. Пасмурно и ещё холоднее (всё-таки ночь). У костра теплее, если быстро подставлять к огню разные части тела. Дежурные активизировались. Наскоро позавтракали. Стало веселее. Собираем лодки, пакуемся. Начинающийся дождь уже не кажется таким противным.
Лодки готовы. Сергеич оглядывается – кто что забыл. С вопросом «это чьё?» указывает на упаковку с байдаркой. Все задумчиво молчат. Явно что-то не то. Оказалось действительно лишняя лодка. В спешке прихватили из клуба (уж лучше запасная, чем забытая). Шкуру торжественно закопали, железо разобрали по экипажам.
Отплываем.
Экипажи:
1. Сергеич, Соловьев Саша (Таймень-2)
2. Кукушкин Дима, Кобзарь Ира (Щука-3)
3. Кукушкин Евгений, Рамиль (Маринка -2)
4. Лариса, Ирина (Таймень-2)
5. Илья, Курбатова Даша и Март (Маринка-2)
6. Сергей Белый, Пискарева Марьяна (Таймень-2)
7. Кобзарь Лёша, Курбатова Ульяна, Виноградова Даша (Таймень-3 «Триера»).
8. Юрий Владимирович, Антон, Таня (Таймень-3)
9. Токарь Лёша, Костя, Катя (Таймень-3)
10. ТБ, Витя, Юля и Ферик (Таймень-3 «Корсар»)
Вода спокойная. Начинается лёгкий тёплый дождь. Почти утро (где-то к 6 часам). Идём по озеру в поисках красивой песчаной косы (Хордюкорга). Ветер встречный. Появляются волны, захлёстывающие нос байды. И дождь в лицо. Всё-таки нашли цель. Провели лодки через мель. Подыскали стоянку. Разбили лагерь. Даже перекусили. Затем народ расползся по палаткам спать.
Продолжился день после 16 и позже (у кого как). Потихоньку начали рыбалку. А к вечеру в этот процесс включилась чуть ли не половина группы. Вытянулись цепочкой по берегу. Выжидающе следят за поплавком.
Улов перечистили. Какая уха получилась!
Несмотря на бесконечный белоночный день, легли спать. Завтра силы были очень нужны.
7 июля.
Подъём. Не простой, а под звук трубы! Завтрак. Погрузка. Прощаемся со стоянкой. Возвращаемся назад, к реке. Сегодня волны бьются в борт, постоянно сносит.
Первое препятствие на Онде – плотина. Нужно обносить. Лучше не рисковать лишний раз. Сразу за плотиной первый несложный порог Бабай (или Бабий). Идём дальше. Знакомимся с рекой - вода похолоднее, чем в озере. Погода немного улучшилась. Выглядывало солнце. Перед вторым порогом перекус – набраться сил. Кругом болотисто. Останки деревянной лодки с настоящей цепью.
Хемая с воды кажется простым. Осматриваем справа. Оказывается не так легко. Сперва обливняк по правому берегу, а затем камни слева. Проходится зигзагом.
Дальше нас ждём порог Кривой. Следуя описанию вылезать надо перед охотничьим домиком. Причаливаем. Снова осматриваем. Наибольшая трудность порога – резкий поворот и следующая затем бочка. Но для разгона времени хватает. Лучше всего оказалось проходить по центру – слева невидимые камни, на одном из которых нашу лодку притормозило. Разогнаться всё же успели. Прошли все. Сразу за порогом встали на хорошей стоянке. Энтузиасты пошли ещё раз проходить порог. Остальные желающие решили отложить удовольствие до утра.
8 июля.
Вместо зарядки – катание по порогам. Развивается азарт – кто лучше пройдёт, попав в самый центр бочки.
Дальше путь через Гусиные болота. Километров 15. Тишина. Лишь вдалеке за соснами затерялась старая вышка. Болота кажутся каким-то бесконечно-унылым краем. К тому же пасмурно. По берегам вязкий мох, белая пушистая трава и редкие кустики облепихи. Наконец-то выходим в озеро Лаваш-Ламбина. Ждём отстающих. Обсыхаем у костра. Все в сборе. Отправляемся дальше. Выглянуло ненадолго солнце. Выходить из болот было повеселее. Проходим порог Ромака и встаём на ночлег. На стоянке необычайно много озлобленной мошкары. Ничего против неё не помогает. Даже костра она почти не боится. Когда ставили палатку обнаружили жилище земляных шмелей. Пришлось двигаться. А чуть дальше по берегу обитали бобры, которые так и не появились перед терпеливыми ожидающими.
9 июля.
Утро. Обнаружена пропажа – последний половник (вчера лишились деревянной ложки-мешалки). После небольшого расследования обнаружилось его предположительное местонахождения – дно реки. Делать нечего. Под цели готовки был приспособлен чайный ковшик…
Самый сложный день на порогах. Сперва несложная Нила. Проходят все. Экипаж Ильи и Даши решили покорять порог против течения. Вроде уже забрались. Стали поворачивать. Волна оказалась быстрей. Первый киль (так и оставшийся единственным за весь поход).
Совсем скоро начинается Щелье – самый сложный порог на Онде(IV). Больше всего устрашает он огромными булыжниками, перегородившими реку. Осмотр обязателен. А также лучше всего иметь каску и надёжный спасжилет. Щука изящно обтекает камень и благополучно становится на страховку. Проходят в основном двушки с опытными капитанами. Единственная прошедшая трёшка оказывается на один борт от киля. Капитан Лёша К. справился. Главное – без паники. Остальные лодки проводятся по правой протоке без пассажиров.
Согреваемся у костра. Перекусываем. Собираем силы перед Буем (III). Выбрав огромную каменную плиту, уходящую куда-то вглубь, коллективно сфотографировались.
Пора дальше. Буй – самый длинный и, пожалуй, самый быстрый. Проходят также опытные экипажи. Остальные пробираются по зарослям. Рассаживаемся по байдам. Чуть отплываем – впереди слышен шум. Оказывается вторая ступень Буя. Проходится легко. За поворотом мыса – озеро. Разбиваем лагерь.

10 июля.
Днёвка. Дядя Женя первый применил импровизированный будильник из ложки и миски (очень действенный), за что и был призван «самым лучшим будильником».
После завтрака народ решает реализовать идею самосплава по порогу.
Необходимое снаряжение:
- спасжилет
- каска
- крепко сидящая на ноге обувь (желательно устойчивая, чтобы не сильно скользить при входе в течение на камнях)
- весло (или спасательный круг, если имеется в наличие)
- одежда выбирается по своему усмотрению
Дальнейшие действия: пройти по берегу чуть дальше начала порога. Войти в течение, встать по центру реки. А дальше либо сесть на круг и ощутить лёгкое покачивание на волнах, либо лечь на спину, активно грести ногами и рулить веслом. В самом пороге необходимо сохранять спокойствие. Волны начинают разворачивать, бить о подводные камни (без пары синяков точно не выплывешь). Задача не отпустить весло (во-первых - позорно, во-вторых – обидно и жалко) и при этом стараться как можно меньше крутиться (в этот момент больше всего цепляешь камней). Если получается отталкиваться весло от волн.
Идея самосплава вызвала прямо-таки ажиотаж среди женской части группы. Сплавлялись почти все. Даже ТБ прошла на круге.
Из всех опробованных способов самый интересный получился без весла – и порог чувствуешь и по камням не кидает.
К вечеру планировалась баня. В ожидании пели под гитару. Рыбаки пытались понять «есть тут всё-таки рыба или нет»?
На ужин была уха. В этот раз даже грибная (из целых трёх чудом найденных грибов).
Ферик получил прозвание киллера за убийство маленького зайчонка.
А какой был закат! Настоящий, карельский. И даже комары не портили впечатления.
Даша и Илья11 июля
К завтраку появился пропадавший два дня Март. Причём пришёл к Сергеичу (знал к кому идти). Когда команда вся в сборе – веселее. Немного Панозера и ещё немного реки. Последние пороги. А между ними посёлок Лососий с весьма дружелюбными местными жителями (ондо-дачники). В последний порог (точнее во вторую его половину) наша лодка умудрилась войти кормой. А началось с того, что просто остановились и развернулись посмотреть как остальные справляются. Течение оказалось сильным, а камень, за который цеплялось весло, скользким. Поворачивать было некогда.
Прошли трассу Москва-Мурманск. За ней устроили перекус. Опять осталась подозрительная лишняя 25 кучка. Посчитались. Выяснилось, что нас 24. Пересчитались ещё раз, по экипажам. Всё равно 24. Видимо, лишняя лодка была для не пошедшего 25.
Впереди выход в Выгозеро и Беломор-Балтийский канал. Очень много топляка. Иногда он внезапно выныривает прямо у носа байды.
Стоянку нашли чудесную. Каменный полуостров, выход кварцевой жилы.
День порадовал не только хорошей погодой, но и прекрасным закатом, переходящим в дождь.
12 июля
Завтра уже поезд. Не верится. Не хочется. Век бы сидеть на это берегу, смотреть вдаль. Тихо. Спокойно…
Только собирались отплыть, неожиданно возникла Госинспекция на катере. Неспеша вышел инспектор Овечкин. Говорил о новом законе, хотел штраф (по 500 р. с лодки). Сергеич дипломатично вёл беседу. Помощник гражданина инспектора долго приглядывался к нам, не решаясь доставать протокола. Затем сказал «Отпустим, не будем портить отдых» и удалился. Овечкин посоветовал зарегистрировать лодки и отбыл следом. А мы, немного растерянные, частично озлобленные, но всё-таки довольные удачным завершением, отправились в дальнейший путь.вскарабкались! Ура!
Вновь встречный ветер, да и течение тоже встречное. А плыть больше 20 км. К 17 часовому перекусу руку начали отваливаться. Часть бойцов телами развалилась на песчаном берегу. Собирались тучи. Но дождь не начинался.
Гребём дальше (или уже лопатим). Отдыхающее на берегу население необычайно радуется выходящим из-за поворотов байдаркам. Фотографируются на нашем фоне. Появляются трубы сегежского заводы. Над водой удушливый смог. Еле дышится. У самого поворота к Сегеже плывёт встречный транспорт, тянет лес. Чудом проскочили раньше него.
Впереди долгожданный мост, а за ним последняя стоянка. Доплываем под начинающимся дождём. Теперь главное собрать лодки до ливня, который всё-таки начался, но чуть позже. И зарядил до самого отъезда. Ночь у костра. За кустами скрылся завод.
Завтрак в 5 утра. К 5.30 вещи собраны. Начата переброска на вокзал. За час ожидания прошлись по Сегеже. Угрюмый, вымирающий город. Под серым дождевым небом совсем грустно.
Поезд в 7.48. Быстро загрузились. Тронулись назад, в цивилизацию.

ЕЩЕ СТРАНИЧКА С ФОТОГРАФИЯМИ.



 

                                          

Rambler's Top100
Используются технологии uCoz