Малая
Дмитровка и Петровка. 10 февраля 2008г.
Редкий выходной можно застать меня в Москве. Но сегодня так уж
сложились обстоятельства – перебегал я вчера на лыжах. Почувствовал всем
организмом приближение старости. После пятидесяти километров стали ножки
разваливаться. Сначала коленка левая, а затем и вся нога. Хоть оторви её.
Кое-как, на одних руках подволакивая ноги, добрел оставшиеся пятнадцать
километров до станции.
В воскресенье выходной решил устроить. Отдохнуть от спорта. А заодно и
жену выгулять на свежем воздухе. Проветрить её.
- А ты что, никуда не едешь?
- Да. С тобой решил выходной провести.
- Зачем!?
- Соскучился.
- Не может быть!
- Точно. Давай в музей сходим.
- В какой?
- Ну, Васнецова например.
- Нет. У меня планы на сегодня большие. С Колькой в магазин съездить, ему джинсы
нужны, потом суп сварить, котлеты пожарить. А ещё мяса нет, фасоли. Значит в
магазин нужно. Потом с Вероникой позаниматься.
- Да брось ты Ань. Если сейчас выехать, то к двум дома будем. Я в магазин схожу,
а ты с Колей поедешь. Он как раз к этому времени проснется.
- Нет. Не хочу в музей. Давай просто по Москве погуляем.
- Давай. Сейчас по своему путеводителю маршрутик выберу.
Отыскал книженцию «Москва» изд. Вокруг Света. Полистал. О! То, что надо. Близко
и интересно. От Пушкинской к Площади Свердлова через Малую Дмитровку, Успенский
переулок, Сад Эрмитаж, Каретный Ряд, и Петровку.
Аня глянула на схему, иииииииии согласилась.
Ещё полчаса томительных сборов и мы выходим. В метро судорожно
изучаю маршрут. Столько информации в книжке написано, сразу и не переваришь.
Придется идти и заглядывать в путеводитель. Там ведь чуть ли не про каждый дом
написано.
(Малая Дмитровка, 1) дом графини Бобринской. Балы,
спектакли, галерея в «помпейском вкусе».
Напротив (Малая Дмитровка, 4) церковь Рождества Пресвятой
Богородицы в Путинках (1649-1652). «Обильный декор
включает почти все известные зодчеству XVII в. формы, что говорит об
«исчерпанности» темы.»
Рядом (Малая Дмитровка, 6) Купеческий клуб, а ныне Театр Ленком.
Отлично отреставрированный фасад. Загляденье. Просто не узнать!
(Малая Дмитровка, 12/1) На углу М.Дмитровки и Успенского пер. усадьба Шубиных.
Буквой «П» глядит на улицу выставив на показ «тонкие
рельефные панно на античные темы в подоконных нишах».
Успенский переулок. «Находясь в центре Москвы, ощущаешь себя, как в
глухой провинции».
(Успенский пер., 6) церковь Успения Богоматери в Путинках. (1676г.)
Заглянул. А там как в клубе, люди без верхней одежды. Толпятся, молятся. Веселые
от чего-то. Чувствуется, что они как дома. А мне неудобно, как будто приперся
незвано. А с колокольни звон веселый, какой-то весенний, бесшабашный раздается.
Хорошо!
(Успенский пер., 10) Доходный дом Кроненблех. На доме памятная доска Г.Н.
Гарибчевскому (1860-1907), великому русскому микробиологу. В доме напротив
(Успенский пер., 5) до сих пор действует организованное ученым в 1895г.
производство бактериальных препаратов. (Кстати, только здесь в России
изготавливают менингококковую вакцину).
В конце переулка сворачиваем в сад "Эрмитаж". Заходим на детскую
площадку. Вместе с ребятишками смотрим на белку в большой, да чего там –
огромадной клетке с кучей домиков. Но белка одна. То ли остальные обожрались
орехов по случаю выходных, то ли их воще нету дома. А та белочка, что осталась
того и гляди лопнет. Обошли сад по кругу. Полюбовались его чудесами.
Сердце сада «Эрмитаж» - конструкция из переплетенных и висящих трубочек. Они
должны издавать звон как китайский «поющий ветер». Рядом с этим сердцем очень
символично расположилась группа калмыков-дворников. Они тут душой и телом
отдыхают.
Голова Данте Алигьери из бордового камня – уютно расположилась на стопке книг из
белого мрамора. Что этим хотели сказать?
Из театра «Эрмитаж» выходят детишки. Кончился утренний спектакль. Им нужно
срочно попрыгать по лужам, пока их не запихнули в машины и не повезли домой
обедать.
«Однажды с Щукиным (основателем сада) познакомился купец
Алексеев, который в 1898г. со своим приятелем Немировичем-Данченко открыли в
одном из зданий сада Московский художественный театр. В нём в 1902г. свой первый
спектакль «Царь Федор Иоаннович» поставил К.С Станиславский (такой псевдоним
взял себе Алексеев).»
Выйдя из сада, мы попадаем на Каретный Ряд. Раньше он назывался Тележный Ряд.
Здесь телегами торговали. А уж после кареты стали делать.
Прямо напротив выхода из сада – первый в Москве двухэтажный гараж
(Каретный Ряд, 4). «Круглый объем второго этажа
поднимается по спирали, опираясь на тонкие «ножки».
Сразу за Успенским переулком Каретный Ряд заканчивается и начинается Петровка.
Обойдя знаменитую Петровку, 38 (ныне прокуратура, а раньше МУР) с железным
товарищем украшающем двор, мы сворачиваем в Колобовские переулки. Когда-то,
больше двадцати лет назад мы с Анькой здесь гуляли, ходили в гости к ее родне.
Да она сама здесь жила лет тридцать назад на Цветном бульваре по соседству с
кинотеатром Мир. Приходится снова пройтись по этим жутким трущобам центра
Москвы. Кругом разрыто, идет стройка, грязь. И как контраст – вылизанные фасады
новеньких приватизированных дворцов.
Прошли мимо Аниной малой родины и по Цветному бульвару,а затем по Петровскому
возвращаемся на Петровку. Но не смогли устоять и свернули в Крапивенский
переулок. Там в окружении монастырских доходных домов спряталась церковка
Преподобного Сергия Радонежского.
Обходим Высокопетровский монастырь (один из самых древних в Москве.
Основан в 1320г.) чуть ли не целиком. Наконец отыскали
вход. Заходим. О!!! Лепота!! Древность и тлен, чудеса и гармония. Очень, очень
интересный монастырь. Мы всюду полазили. Всюду заглянули. Мне особенно
понравилась выставка картин в одной из церквей монастыря. При входе детские
рисунки выставлены. Но в них столько духовности, что сразу как-то неудобно за
всё взрослое население России становится. Например, художник 12 лет написал
картину «В предгорьях Кавказа» - на фоне летнего луга с цветами, бабочками,
гусеницей, грибами где-то далеко пасутся малюсенькие лошадки и овцы, а над ними
возвышаются снежные вершины гор. Лошади и овцы просматриваются сквозь траву.
Представляете?
Еще картина «Малыш родился». Вокруг мамы с малышом на руках обалдевший от
счастья молодой папа и видимо бабушка. И каждый из них счастлив по-своему.
«На рыбалку». Пацан прямо взлететь хочет от счастья, что с ним папа на рыбалку
пошел. Он не идет впереди, он летит. Подпрыгивает и не приземляется. Понимаете?!
А за детскими рисунками выставка зрелого художника. Там картины пытаются
показать, что есть ещё надежда, что бог не оставил нас. Даже таких, страшных,
гадких и убогих. Он все равно с нами. И хочется верить, не всё так плохо.
Впрочем, я и не сомневался.
Устали, замерзли. К метро идем. Мимо Петровского пассажа (Петровка, 10), мимо
современной гостиницы Аврора (Петровка, 11), кстати, очень красивый дом
выстроили. Через ул.Кузнецкий Мост и сквозь ЦУМ к метро.
«На пересечении двух торговых улиц, Петровки и Кузнецкого
Моста в 1924г. установили семафор, по необходимости перекрывавший движение. В
1931г. его заменил первый в Москве светофор.»
Отличная прогулка получилась. И познавательная и во всех отношениях приятная.
Жаль, небо над столицей было серенькое, но зато дождя не было. И за это спасибо!